Allard 2 015 7 декабря, 2009 (изменено) Роберт Энсон Хайнлайн / Robert Anson Heinlein Биография Роберт Энсон Хайнлайн родился 7 июля 1907 года в небольшом городке Батлер (штат Миссури) и стал шестым ребёнком в семье Рекса Айвора Хайнлайна и Бем Лиль Хайнлайн. Вскоре после его рождения семья переехала в Канзас-Сити, штат Миссури. Хайнлайн закончил Гринвудскую школу и поступил в университет Миссури, затем сдал вступительные экзамены в Военно-морскую академию США в Аннаполисе. Хайнлайн был образцовым кадетом, он являлся чемпионом академии по фехтованию, борьбе и стрельбе. Прослужив пять лет на эсминцах, затем на авианосце «Лексингтон» — в качестве офицера, отвечающего за радиосвязь с самолетами. Вынужден был уйти в отставку по состоянию здоровья, когда у него обнаружили туберкулёз. После отставки Хайнлайн несколько недель провёл в аспирантуре Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (математика и физика); но оставил её, то ли по причине нездоровья, то ли из-за увлечения политикой. Он сменил множество специальностей, включая должность риелтора недвижимого имущества и служащего серебряных копей. Позднее он вступил в движение Э. Синклера «НЕТ — бедности в Калифорнии!», популярной в начале 1930-х годах в Калифорнии. Когда же Синклер баллотировался губернатором от Демократической партии, Хайнлайн активно участвовал в этой провальной кампании. В 1938 году он сам баллотировался в Законодательное собрание Калифорнии, но вновь неудачно. Позднее Хайнлайн стыдился своих социалистических идеалов. В 1954 году он писал: «Множество американцев заявляют, что Маккарти создал царство террора. Вы этим испуганы? Я — нет, в моём прошлом много политических действий, гораздо более левых, чем позиция сенатора МакКарти». Первый его рассказ «Life-Line» («Линия жизни») был опубликован в августовском номере журнала «Поразительная научная фантастика» за 1939 год, который выпускал Джон Вуд Кемпбелл. В 1941 году Хайнлайн был приглашен на Всемирный конвент научной фантастики (Уорлдкон-41), проходивший в Денвере, в качестве почётного гостя (также Хайнлайн был почётным гостем Уорлдконов 1961 и 1976 годов). Во время войны Хайнлайн желал вступить во флот, но был комиссован и оказался вместе с Айзеком Азимовым, Артуром Кларком и Л. Спрэг де Кампом в Научно-исследовательской лаборатории ВВС в Аннаполисе. В 1947 году Хайнлайн во второй раз развёлся и в следующем году женился на Вирджинии Герстенфельд, в браке с которой прожил оставшиеся 40 лет своей жизни. В 1953—1954 годах чета Хайнлайнов предприняла первое своё кругосветное путешествие, впечатление от которого косвенно повлияло на его романы-путешествия (наподобие «Марсианки Подкейн»). Азимов полагал, что женитьба на Джинни означала и смену политических приоритетов Хайнлайна. Вместе они основали «Лигу Патрика Генри» (1958) и в 1964 году активно участвовали в предвыборной кампании Барри Голдуотера. (В архиве Хайнлайна сохранились и две большие апологии МакКарти). Однако не следует считать Хайнлайна ортодоксом-консерватором: в этот период он впервые открыто пытается совместить своё либертинство с традиционным правом. Хайнлайн стал последовательным борцом с предрассудками и потому крайне негативно относился к любым попыткам классифицировать его идеологию (включая и либертинство). Важнейшим общественным деянием Хайнлайна всё-таки являются его романы для юношества. Он писал их с научной точки зрения, при этом превосходно зная мир взрослых. Его романы были актуальны, пока в 1959 году роман «Звёздная пехота» не был отклонён редакцией как «слишком спорный». Тогда Хайнлайн смог отказаться от амплуа «писателя для тинэйджеров» и смог идти своим собственным путём. Начиная с 1961 года он публикует книги, радикально расширившие границы НФ-жанра, начиная с самого известного его романа — «Чужака в земле чужой» (1961) (англ. «Stranger in a Strange Land», известны также такие переводы «Чужак в чужой стране», «Чужак в чужом краю») и далее — «Луна жёстко стелет» (1966) (англ. «The Moon Is a Harsh Mistress», в другом переводе — «Луна — суровая хозяйка»), который считается вершиной его творчества. Признанием его заслуг является приглашение телевидения комментировать в прямом эфире высадку на Луну в 1969 году. Напряжённая работа привела Хайнлайна в 1970 году на грань смерти. Десятилетие 70-х началось для него с перитонита, крайне опасного для жизни, излечение потребовало более двух лет. Как только он почувствовал себя настолько хорошо, что мог работать, в 1973 году Хайнлайн создаёт роман «Достаточно времени для любви, или Жизни Лазаруса Лонга», в котором появились множество сюжетов, разрабатываемых им в позднем творчестве. В середине 70-х он получил заказ на две статьи в «Ежегодник Британской энциклопедии» и вместе с Джинни объездил страну для организации сбора донорской крови и стал почётным гостем на Третьем мировом конгрессе НФ в Канзас-Сити (1976). Отпуск на Таити в 1978 году окончился тяжелым приступом ишемической болезни сердца. Он перенёс одну из первых операций коронарного шунтирования. В том же году он был приглашён выступить перед Объединённым комитетом Сената и Палаты Представителей. Его речь свидетельствовала о вере, что доходы от развития космических технологий окажут существенную помощь больным и пожилым людям. Операции позволили Хайнлайну вновь начать работать в 1980 году, так что он успел опубликовать ещё пять романов. Он умер во сне от последствий эмфиземы 8 мая 1988 года, во время начальной стадии работы над романом «Мир как миф». Несколько его работ, включая интервью, переписку и ранние литературные опыты были изданы посмертно. Раннее творчество: 1939—1960 Первый роман, написанный Хайнлайном, назывался «Для нас, живущих, или Осмеяние нравов» (1939), хотя был опубликован только в 2003 году. Роман оказался неудачным в литературном отношении. Потерпев неудачу с романом, Хайнлайн в 1939 году начал продавать в редакции журналов свои первые рассказы, составившие позднее цикл «История будущего». В журнале Astounding Science-fiction в мае 1941 года была опубликована схема политических, культурных и технологических перемен XX века и далее. Однако в дальнейшем Хайнлайн написал много рассказов и романов, отклонявшихся от его ранней схемы, но образующих самостоятельные циклы. Реальность XX века опровергла его «Историю будущего». Несоответствия Хайнлайн сумел преодолеть в 80-е гг., введя концепцию «Мира как мифа». Первый роман Хайнлайна был опубликован отдельным изданием только в 1947 году, это был "Ракетный корабль «Галилей». Первоначально редакция отвергла этот роман, потому что полёт на Луну считался тогда совершенно неактуальным. Хайнлайну не везло с издателями: в «Марсианке Подкейн» пришлось заново писать финал, а «Чужак в чужой стране» был сначала издан в сильно сокращённом виде. Только в конце войны Хайнлайн нашёл издателя — Скрибнера, который и стал каждое Рождество выпускать по роману для юношества, написанные Хайнлайном. Восемь книг в этой серии были снабжены чёрно-белыми иллюстрациями Клиффорда Гери. Самыми популярными романами из этого цикла стали: «Имею скафандр — готов путешествовать» и «Астронавт Джонс». В конце 50-х годов стал очевиден конфликт взглядов и образа жизни Хайнлайна с его амплуа — писателя для тинэйджеров. Ранние романы Хайнлайна интересны и детям и взрослым. Его главные герои этого периода — обычно очень неординарные интеллектуальные подростки, пробивающиеся наверх в обществе взрослых. По форме эти романы просты — это рассказ о приключениях, конфликтах с учителями и родителями и т. д. Однако Хайнлайн полагал, что юные читатели гораздо более искушены, чем это обычно считается. Многие его «юношеские» романы имели поэтому огромный успех. Так, в «Красной планете» (1948), где речь идёт о революции, в которую вовлечены учащиеся интерната на Марсе, редактор потребовал внести изменения. Его смутило, что подростки ловко обращаются с оружием и кроме того, слишком экзотично выглядел механизм размножения марсиан (у которых было три пола, совпадающих со стадиями развития). Хайнлайн превосходно знал о цензурных ограничениях, и поэтому его романы часто консервативны по форме, что позволяло ему проводить идеи, невозможные в тинэйджеровской фантастике других авторов тех же лет. Многие современные любители НФ уже не помнят, что Хайнлайн стал автором множества клише, без которой немыслим фантастический жанр, но революционные в своё время. Например, роман «Кукловоды» (1942, напечатан в 1951) породил идею пришельцев-паразитов, вселяющихся в тела людей. Последним романом для юношества, и одновременно самым дискуссионным произведением Хайнлайна стал роман «Звёздная пехота» (1959). Этот роман был навеян односторонним решением администрации США прекратить ядерные испытания. Главная идея этой книги — не должно быть никакой «воинской повинности», зато политические права, особенно избирательное право должны принадлежать только тем, кто заслужил его военной службой. Зрелое творчество: 1961—1973 В этот период Хайнлайн написал свои самые знаменитые романы. Всё начиналось с «Чужака в земле чужой» (1961). Его работы исследуют в этот период все темы, от либертарианства и индивидуализма, до свободной любви. Это составляет до некоторой степени шокирующий контраст с тематикой его ранних романов, однако сам Хайнлайн заявлял позднее, что его читатели 50-х годов ещё не были готовы воспринимать его важнейшие темы. Роман «Чужак в чужой стране» писался более 10 лет и был закончен даже ранее «Звёздной пехоты», но автор намеренно не отдавал его в редакции. Этот роман является логическим продолжением неопубликованного литературного дебюта с его темами свободной любви и радикального индивидуализма. (Позднее распространились слухи, что «Чужак в чужой стране» вдохновил секту убийц Чарльза Мэнсона. Действительно, некоторые его последователи читали этот роман. Однако практики, описанные Хайнлайном, не имели к деятельности Мэнсона никакого отношения.) По мнению критиков и публики лучшим романом Хайнлайна является «Луна жёстко стелет» (1966, в другом переводе «Луна — суровая хозяйка»). В этом романе описана война за независимость лунных колоний с изложением анархической доктрины об опасности любого правительства — включая республиканское, для индивидуальной свободы. В этот период Хайнлайн обращается также к фэнтези. Он написал несколько рассказов в этом жанре ещё в 40-е годы, но его единственным «чистым» фэнтези был роман «Дорога доблести» (1963). Последний его роман этого периода — «Не убоюсь я зла» (1970, в другом переводе «Пройдя долиной смертной тени») — окрашен заметными сатирическими мотивами и даже элементами антиутопии. Логически к этому роману примыкает другой — «Достаточно времени для любви» (1973). [править] Позднее творчество: 1980—1987 Проблемы со здоровьем преследовали писателя семь лет. Новый этап начался с публикации в 1980 году романа «Число Зверя», и ещё четырёх романов, включая «Уплыть за закат» (1987). Все эти книги явно связаны между собою, включая особенности персонажей, а также временем и местом действия. Эта пенталогия стала изложением философии Хайнлайна. В них много философских моно- и диалогов, множество рассуждений о правительстве, сексуальной жизни и религии. Многие критики отзывались об этих романах отрицательно. Ни один из них не был удостоен премии «Хьюго». Сюжеты поздних романов не являются однотипными. «Число Зверя» и «Кот, проходящий сквозь стены» начинаются как легкомысленные приключенческие истории, плавно переходящие в поток авторской философии в финале. Критики до сих пор спорят, является ли литературная «небрежность» признаком усталости мастера, его невнимания к форме рассказа, или же это — сознательное желание порвать со стереотипами жанра и расширить границы научной фантастики. По стилю «Число Зверя» можно причислить к своеобразной разновидности «магического реализма». Критики полагают, что поздние романы Хайнлайна являются своеобразными ответвлениями «Истории будущего» и объединяются под общим заглавием «Мир — как миф» (от лозунга пантеистического солипсизма — экзотической доктрины, предложенной одной из героинь «Числа Зверя»). Самой загадочной книгой этого периода является роман 1984 года «Иов, или Осмеяние справедливости», являющийся сатирой против фундаменталистского христианства. Посмертные публикации Вирджиния Хайнлайн (ушедшая из жизни в 2003 году) в 1989 году издала сборник «Ворчание из могилы», являющийся собранием переписки Хайнлайна с его издателями. Были изданы публицистические книги Хайнлайна: «Бродяга», описание их кругосветного путешествия начала 50-х годов, а также книга «Забирайте своё правительство!» (1946). В сборнике «Реквием: дань памяти Мастера» (2005) увидели свет некоторые ранние рассказы, которыми Хайнлайн был недоволен и не публиковал при жизни. Библиография Всего и не перечислить, так что дуйте сюда: http://ru.wikipedia....�йнлайна Обсуждаем. Лично я прочел его книги "Луна - суровая хозяйка" и "Звездный десант". "Десант" не особо, а вот "Луна" понравилась, даже очень. Изменено 6 января, 2013 пользователем Alish 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
DarthDima 1 431 7 декабря, 2009 Читал только одну его книгу "Дверь в лето", очень впечатлило, пытаюсь найти время для прочтения еще пары его произведений. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Oldrik 452 7 декабря, 2009 (изменено) Читал у него только "Звёздный десант" и "Кукловоды". "Десант" понравился гораздо лучше фильма. Изменено 7 декабря, 2009 пользователем Oldrik Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Allard 2 015 7 декабря, 2009 Читал у него только "Звёздный десант" и "Кукловоды". "Десант" понравился гораздо лучше фильма. Фильмы по "Десанту" отстойны. Первый еще ни шатко ни валко (если рассматривать как отдельное произведение, а не как экранизацию), остальные два - дикий ужас и уныние. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Oldrik 452 7 декабря, 2009 Я и смотрел только первый. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Sicilian 6 690 7 декабря, 2009 Знайте, что это человек придумавший Гигантских Человекоподобных Роботов. )) На самом деле обожаю его, особенно "Кота, проходившего сквозь стены".. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Виолетта 9 683 7 декабря, 2009 У моего отца было приличное собрание произведений этого автора, но я, помнится, читала только "Марсианку Подкейн". Странный рассказец был, как сейчас помню. =) Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Feangren 136 7 декабря, 2009 особенно "Кота, проходившего сквозь стены".. Все никак не прочитаю, книга пылится уже год на полке :( Из прочтенного понравились "Кукловоды" Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Xzander 7 244 7 декабря, 2009 В детстве читал "Звездный десант" и рассказы. "Десант" как-то так себе, а вот из рассказов мне тогда очень запомнилась "Спасательная экспедиция". Еще что-то точно читал, но не помню названий, хоть тресни. :) Кажется, там было что-то про революцию на Марсе... Или это был не Хайнлайн?.. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nasgul 3 596 7 декабря, 2009 Знайте, что это человек придумавший Гигантских Человекоподобных Роботов. это где? по сабжу - не читал. Такое вот я говно. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Sicilian 6 690 7 декабря, 2009 это где? Звездный десант - именно там появился Mobile Suit. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Feangren 136 7 декабря, 2009 Звездный десант - именно там появился Mobile Suit. Это еще не робот, а костюм, насколько мне помнится. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nasgul 3 596 7 декабря, 2009 Впервые гигантский человекообразный робот появился в манге 1958 года, а в 1963 году и аниме сериале, «Тэцудзин 28 Го» (с) Педивикия А Десант опубликован в 1959, по словам, опять же, Педивикии)) Мне-то пофигу, но мало ли, может кто хочет поговорить об этом) Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Sicilian 6 690 7 декабря, 2009 Не, на самом деле просто термин Mobile Suit есть производная от Space Suit (которыми ныне обозначаются простые небоевые экзоскелеты и ГЧПРиК) Хайнлайна.. да и просто прикольно говорить, что их придумал Хайнлайн, к тому же я уверен, что мангу он в то время не читал)) так что это параллельное открытие. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nasgul 3 596 7 декабря, 2009 А в фильмах ведь не было их? Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Sicilian 6 690 7 декабря, 2009 А в фильмах ведь не было их? Имеешь в виду по десанту? Только в третьей части появились. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Feangren 136 8 декабря, 2009 В аниме были Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
welliz 155 9 декабря, 2009 "Чужак в чужой земле" его стоит прочитать всем. Хотя... лет до 16 не рекомендую, наверное. Есть ещё пару обязательных вещей, но только после. Иначе не понять. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Atavis 16 19 декабря, 2009 Читал лишь "Десант". Книга очень сильная, а фильм - говно. Меня убило то, что из фильма Верхувен нафиг выдрал одну из основных отличительные признаков - боевой скафандр. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
welliz 155 21 декабря, 2009 В книгах Хайнлайна главное - социальный подтекст, а всякие там скафандры - дело десятое. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Allard 2 015 30 декабря, 2009 За неделю вынужденного безинтернетья прочел "Кукловодов", "Гражданина галактики" и "Двойника". Все понравилось. Правда в "Двойнике" конец немного предсказуем. Где-то с середины было чувство что настоящий Бонфорт в конце умрет и Смизи будет вынужден навсегда занять его место. Так и вышло. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Longcat 76 23 апреля, 2011 Еще что-то точно читал, но не помню названий, хоть тресни. Кажется, там было что-то про революцию на Марсе... Или это был не Хайнлайн?.. "Аэлита" Алексея Толстого Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Xzander 7 244 23 апреля, 2011 "Аэлита" Алексея Толстого Ну ты меня за кого принимаешь? Совершенно точно не "Аэлита". Какая-то западная фантастика. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Jacen 20 7 мая, 2012 только звездный десант и читал, из за фильма понятное дело, думал будет такое же в книге, а оказалось что кроме идеи общего особо и нет Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
cat-acrobat 9 767 7 мая, 2012 Идея у фильма и книги как раз-таки разная. Книга милитаристская, а фильм наоборот антивоенная сатира. Общий только фон - война с жуками. А вообще "Звёздная пехота" одна из моих любимых книг. Мне после прочтения даже служить в армии захотелось. =) Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты