Перейти к содержанию
BioWare Russian Community
Allard

Роберт Хайнлайн

Рекомендуемые сообщения

(изменено)
Heinlein-face.jpg

Роберт Энсон Хайнлайн / Robert Anson Heinlein

Биография

Роберт Энсон Хайнлайн родился 7 июля 1907 года в небольшом городке Батлер (штат Миссури) и стал шестым ребёнком в семье Рекса Айвора Хайнлайна и Бем Лиль Хайнлайн. Вскоре после его рождения семья переехала в Канзас-Сити, штат Миссури.

Хайнлайн закончил Гринвудскую школу и поступил в университет Миссури, затем сдал вступительные экзамены в Военно-морскую академию США в Аннаполисе. Хайнлайн был образцовым кадетом, он являлся чемпионом академии по фехтованию, борьбе и стрельбе. Прослужив пять лет на эсминцах, затем на авианосце «Лексингтон» — в качестве офицера, отвечающего за радиосвязь с самолетами. Вынужден был уйти в отставку по состоянию здоровья, когда у него обнаружили туберкулёз.

После отставки Хайнлайн несколько недель провёл в аспирантуре Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (математика и физика); но оставил её, то ли по причине нездоровья, то ли из-за увлечения политикой. Он сменил множество специальностей, включая должность риелтора недвижимого имущества и служащего серебряных копей. Позднее он вступил в движение Э. Синклера «НЕТ — бедности в Калифорнии!», популярной в начале 1930-х годах в Калифорнии. Когда же Синклер баллотировался губернатором от Демократической партии, Хайнлайн активно участвовал в этой провальной кампании. В 1938 году он сам баллотировался в Законодательное собрание Калифорнии, но вновь неудачно.

Позднее Хайнлайн стыдился своих социалистических идеалов. В 1954 году он писал: «Множество американцев заявляют, что Маккарти создал царство террора. Вы этим испуганы? Я — нет, в моём прошлом много политических действий, гораздо более левых, чем позиция сенатора МакКарти».

Первый его рассказ «Life-Line» («Линия жизни») был опубликован в августовском номере журнала «Поразительная научная фантастика» за 1939 год, который выпускал Джон Вуд Кемпбелл. В 1941 году Хайнлайн был приглашен на Всемирный конвент научной фантастики (Уорлдкон-41), проходивший в Денвере, в качестве почётного гостя (также Хайнлайн был почётным гостем Уорлдконов 1961 и 1976 годов).

Во время войны Хайнлайн желал вступить во флот, но был комиссован и оказался вместе с Айзеком Азимовым, Артуром Кларком и Л. Спрэг де Кампом в Научно-исследовательской лаборатории ВВС в Аннаполисе.

В 1947 году Хайнлайн во второй раз развёлся и в следующем году женился на Вирджинии Герстенфельд, в браке с которой прожил оставшиеся 40 лет своей жизни.

В 1953—1954 годах чета Хайнлайнов предприняла первое своё кругосветное путешествие, впечатление от которого косвенно повлияло на его романы-путешествия (наподобие «Марсианки Подкейн»).

Азимов полагал, что женитьба на Джинни означала и смену политических приоритетов Хайнлайна. Вместе они основали «Лигу Патрика Генри» (1958) и в 1964 году активно участвовали в предвыборной кампании Барри Голдуотера. (В архиве Хайнлайна сохранились и две большие апологии МакКарти). Однако не следует считать Хайнлайна ортодоксом-консерватором: в этот период он впервые открыто пытается совместить своё либертинство с традиционным правом. Хайнлайн стал последовательным борцом с предрассудками и потому крайне негативно относился к любым попыткам классифицировать его идеологию (включая и либертинство).

Важнейшим общественным деянием Хайнлайна всё-таки являются его романы для юношества. Он писал их с научной точки зрения, при этом превосходно зная мир взрослых. Его романы были актуальны, пока в 1959 году роман «Звёздная пехота» не был отклонён редакцией как «слишком спорный». Тогда Хайнлайн смог отказаться от амплуа «писателя для тинэйджеров» и смог идти своим собственным путём. Начиная с 1961 года он публикует книги, радикально расширившие границы НФ-жанра, начиная с самого известного его романа — «Чужака в земле чужой» (1961) (англ. «Stranger in a Strange Land», известны также такие переводы «Чужак в чужой стране», «Чужак в чужом краю») и далее — «Луна жёстко стелет» (1966) (англ. «The Moon Is a Harsh Mistress», в другом переводе — «Луна — суровая хозяйка»), который считается вершиной его творчества. Признанием его заслуг является приглашение телевидения комментировать в прямом эфире высадку на Луну в 1969 году.

Напряжённая работа привела Хайнлайна в 1970 году на грань смерти. Десятилетие 70-х началось для него с перитонита, крайне опасного для жизни, излечение потребовало более двух лет. Как только он почувствовал себя настолько хорошо, что мог работать, в 1973 году Хайнлайн создаёт роман «Достаточно времени для любви, или Жизни Лазаруса Лонга», в котором появились множество сюжетов, разрабатываемых им в позднем творчестве. В середине 70-х он получил заказ на две статьи в «Ежегодник Британской энциклопедии» и вместе с Джинни объездил страну для организации сбора донорской крови и стал почётным гостем на Третьем мировом конгрессе НФ в Канзас-Сити (1976).

Отпуск на Таити в 1978 году окончился тяжелым приступом ишемической болезни сердца. Он перенёс одну из первых операций коронарного шунтирования. В том же году он был приглашён выступить перед Объединённым комитетом Сената и Палаты Представителей. Его речь свидетельствовала о вере, что доходы от развития космических технологий окажут существенную помощь больным и пожилым людям.

Операции позволили Хайнлайну вновь начать работать в 1980 году, так что он успел опубликовать ещё пять романов. Он умер во сне от последствий эмфиземы 8 мая 1988 года, во время начальной стадии работы над романом «Мир как миф». Несколько его работ, включая интервью, переписку и ранние литературные опыты были изданы посмертно.

Раннее творчество: 1939—1960

Первый роман, написанный Хайнлайном, назывался «Для нас, живущих, или Осмеяние нравов» (1939), хотя был опубликован только в 2003 году. Роман оказался неудачным в литературном отношении. Потерпев неудачу с романом, Хайнлайн в 1939 году начал продавать в редакции журналов свои первые рассказы, составившие позднее цикл «История будущего». В журнале Astounding Science-fiction в мае 1941 года была опубликована схема политических, культурных и технологических перемен XX века и далее. Однако в дальнейшем Хайнлайн написал много рассказов и романов, отклонявшихся от его ранней схемы, но образующих самостоятельные циклы. Реальность XX века опровергла его «Историю будущего». Несоответствия Хайнлайн сумел преодолеть в 80-е гг., введя концепцию «Мира как мифа».

Первый роман Хайнлайна был опубликован отдельным изданием только в 1947 году, это был "Ракетный корабль «Галилей». Первоначально редакция отвергла этот роман, потому что полёт на Луну считался тогда совершенно неактуальным. Хайнлайну не везло с издателями: в «Марсианке Подкейн» пришлось заново писать финал, а «Чужак в чужой стране» был сначала издан в сильно сокращённом виде. Только в конце войны Хайнлайн нашёл издателя — Скрибнера, который и стал каждое Рождество выпускать по роману для юношества, написанные Хайнлайном. Восемь книг в этой серии были снабжены чёрно-белыми иллюстрациями Клиффорда Гери. Самыми популярными романами из этого цикла стали: «Имею скафандр — готов путешествовать» и «Астронавт Джонс». В конце 50-х годов стал очевиден конфликт взглядов и образа жизни Хайнлайна с его амплуа — писателя для тинэйджеров.

Ранние романы Хайнлайна интересны и детям и взрослым. Его главные герои этого периода — обычно очень неординарные интеллектуальные подростки, пробивающиеся наверх в обществе взрослых. По форме эти романы просты — это рассказ о приключениях, конфликтах с учителями и родителями и т. д. Однако Хайнлайн полагал, что юные читатели гораздо более искушены, чем это обычно считается. Многие его «юношеские» романы имели поэтому огромный успех. Так, в «Красной планете» (1948), где речь идёт о революции, в которую вовлечены учащиеся интерната на Марсе, редактор потребовал внести изменения. Его смутило, что подростки ловко обращаются с оружием и кроме того, слишком экзотично выглядел механизм размножения марсиан (у которых было три пола, совпадающих со стадиями развития).

Хайнлайн превосходно знал о цензурных ограничениях, и поэтому его романы часто консервативны по форме, что позволяло ему проводить идеи, невозможные в тинэйджеровской фантастике других авторов тех же лет.

Многие современные любители НФ уже не помнят, что Хайнлайн стал автором множества клише, без которой немыслим фантастический жанр, но революционные в своё время. Например, роман «Кукловоды» (1942, напечатан в 1951) породил идею пришельцев-паразитов, вселяющихся в тела людей.

Последним романом для юношества, и одновременно самым дискуссионным произведением Хайнлайна стал роман «Звёздная пехота» (1959). Этот роман был навеян односторонним решением администрации США прекратить ядерные испытания. Главная идея этой книги — не должно быть никакой «воинской повинности», зато политические права, особенно избирательное право должны принадлежать только тем, кто заслужил его военной службой.

Зрелое творчество: 1961—1973

В этот период Хайнлайн написал свои самые знаменитые романы. Всё начиналось с «Чужака в земле чужой» (1961). Его работы исследуют в этот период все темы, от либертарианства и индивидуализма, до свободной любви. Это составляет до некоторой степени шокирующий контраст с тематикой его ранних романов, однако сам Хайнлайн заявлял позднее, что его читатели 50-х годов ещё не были готовы воспринимать его важнейшие темы.

Роман «Чужак в чужой стране» писался более 10 лет и был закончен даже ранее «Звёздной пехоты», но автор намеренно не отдавал его в редакции. Этот роман является логическим продолжением неопубликованного литературного дебюта с его темами свободной любви и радикального индивидуализма. (Позднее распространились слухи, что «Чужак в чужой стране» вдохновил секту убийц Чарльза Мэнсона. Действительно, некоторые его последователи читали этот роман. Однако практики, описанные Хайнлайном, не имели к деятельности Мэнсона никакого отношения.)

По мнению критиков и публики лучшим романом Хайнлайна является «Луна жёстко стелет» (1966, в другом переводе «Луна — суровая хозяйка»). В этом романе описана война за независимость лунных колоний с изложением анархической доктрины об опасности любого правительства — включая республиканское, для индивидуальной свободы.

В этот период Хайнлайн обращается также к фэнтези. Он написал несколько рассказов в этом жанре ещё в 40-е годы, но его единственным «чистым» фэнтези был роман «Дорога доблести» (1963).

Последний его роман этого периода — «Не убоюсь я зла» (1970, в другом переводе «Пройдя долиной смертной тени») — окрашен заметными сатирическими мотивами и даже элементами антиутопии. Логически к этому роману примыкает другой — «Достаточно времени для любви» (1973).

[править]

Позднее творчество: 1980—1987

Проблемы со здоровьем преследовали писателя семь лет. Новый этап начался с публикации в 1980 году романа «Число Зверя», и ещё четырёх романов, включая «Уплыть за закат» (1987). Все эти книги явно связаны между собою, включая особенности персонажей, а также временем и местом действия. Эта пенталогия стала изложением философии Хайнлайна. В них много философских моно- и диалогов, множество рассуждений о правительстве, сексуальной жизни и религии. Многие критики отзывались об этих романах отрицательно. Ни один из них не был удостоен премии «Хьюго».

Сюжеты поздних романов не являются однотипными. «Число Зверя» и «Кот, проходящий сквозь стены» начинаются как легкомысленные приключенческие истории, плавно переходящие в поток авторской философии в финале. Критики до сих пор спорят, является ли литературная «небрежность» признаком усталости мастера, его невнимания к форме рассказа, или же это — сознательное желание порвать со стереотипами жанра и расширить границы научной фантастики. По стилю «Число Зверя» можно причислить к своеобразной разновидности «магического реализма». Критики полагают, что поздние романы Хайнлайна являются своеобразными ответвлениями «Истории будущего» и объединяются под общим заглавием «Мир — как миф» (от лозунга пантеистического солипсизма — экзотической доктрины, предложенной одной из героинь «Числа Зверя»).

Самой загадочной книгой этого периода является роман 1984 года «Иов, или Осмеяние справедливости», являющийся сатирой против фундаменталистского христианства.

Посмертные публикации

Вирджиния Хайнлайн (ушедшая из жизни в 2003 году) в 1989 году издала сборник «Ворчание из могилы», являющийся собранием переписки Хайнлайна с его издателями.

Были изданы публицистические книги Хайнлайна: «Бродяга», описание их кругосветного путешествия начала 50-х годов, а также книга «Забирайте своё правительство!» (1946). В сборнике «Реквием: дань памяти Мастера» (2005) увидели свет некоторые ранние рассказы, которыми Хайнлайн был недоволен и не публиковал при жизни.

Библиография

Всего и не перечислить, так что дуйте сюда:

http://ru.wikipedia....�йнлайна

Обсуждаем. Лично я прочел его книги "Луна - суровая хозяйка" и "Звездный десант". "Десант" не особо, а вот "Луна" понравилась, даже очень.

Изменено пользователем Alish

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

не много не так выразился, под идеей я имел ввиду войну милитаризированного общества с арахнидами

и большинство идей у них все таки схожи, только в фильме все более гротескно, например броня у солдат никакущая и ни от чего не защищает, типа жизнь человека ничего не стоит, а в книге этот костюм несколько миллионов баксов стоит

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Читал "Тоннель в небе" и "Кукловоды".

Думаю, Хайнлайна стоит почитать всем любителям фантастики.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

он шикарен, прочитала у него "пасынки вселенной" - очень понравилось. сама по себе идея очень захватила и написано классно, читать совершенно не скучно. сейчас читаю "звездный десант", тоже довольно забавно, фильм не смотрела и как-то теперь уже боязно. С: а вообще я надеялась что он уделяет много внимания именно фантастической обертке, а там все глубже оказалось.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

139160.jpg

Великая книга. В детстве я эту дешевую книгу в мягком замызганном переплете перечитывал наверное раз 30 не меньше

и именно с неё началось мое "путешествие" по огромному миру НФ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

У Ханлайна очень добрая фантастика. Читала почти все его произведения (из 25-томника, кажется 21 или 22 тома), правда достаточно давно. Понравилось буквально всё.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

...из 25-томника, кажется 21 или 22 тома...

:blink: Готов умереть от зависти.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Хм, надо будет прочитать, я читал только два.

Хотя в последнее время больше нравится фэнтези.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

:blink: Готов умереть от зависти.

Библиотека вам в помощь) К сожалению, купить мне не довелось ни одного)

зато Желязны у меня весь) и Бестер))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Впервые с творчеством писателя я познакомился в середине восьмидесятых, когда мне в руки, примерно середина восьмидесятых, попал один из журналов "Вокруг света", за 1977 год, выписывали в семье, долгое время и вся подписка хранилась много лет. Там, в двух номерах были напечатаны "Пасынки вселенной". Это произведение буквально потрясло не очень знакомого тогда с фантастикой школьника. После этого была найдена в библиотеке, очень запомнившаяся "Дверь в лето". С тех пор, Хайнлайн принадлежит к числу очень любимых авторов.

Конечно, очень бы хотелось иметь полную коллекцию его произведений. Возможно, потом и куплю, на немецком, скорее всего.

Знакомство с Бестером, Начало с "Тигр! Тигр". Долгое время не имел возможности найти что-то другое из его произведений. Он тоже, прекрасно пишет. Ну, а Желязны... Это Желязны. Его "Хроники Амбера" сильно сокращали время сна :D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вчера скачал Пасынки Вселенной, сегодня дочитал, довольно интересное произведение, правда слишком мало написано о жизни экипажа, хотелось бы больше узнать, ну и так сойдет. Надо еще что нибудь из его книг почитать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вчера скачал Пасынки Вселенной, сегодня дочитал, довольно интересное произведение, правда слишком мало написано о жизни экипажа, хотелось бы больше узнать, ну и так сойдет. Надо еще что нибудь из его книг почитать.

Кукловоды

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
(изменено)

И Тоннель в небе.

Изменено пользователем Zio

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
(изменено)

У Ханлайна очень добрая фантастика. Читала почти все его произведения (из 25-томника, кажется 21 или 22 тома), правда достаточно давно. Понравилось буквально всё.

Очень добрая. Сириосли. Особенно, скажем, клюквенная "Никудышное решение". Или постоянно муссируется из книги в книгу идея нудизма(у него уже нудизм в этом плане от слова "занудство", похоже, см. Дверь в лето и другие), а также идея беспорядочных половых связей(см. "Фрайди", "Лазарус Лонг" и др.).

Нет, мне нравится Хайнлайн, но нравятся те его работы, которые в категорию "для юношества" попадают: Рейнджеры, Космический патруль, Тоннель в небе, Гражданин галактики, Звездный Зверь и многие-многие другие. Да та же "Дверь в лето" все равно в числе любимых, и роботы, и анабиоз, и путешествие во времени, и котик + все гармонично.

З.Ы. Если говорить о "доброй" фантастике, то лучше Саймака трудно найти.

Изменено пользователем Val1500

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Рецензия на "Тоннель в небе":
 

"..Next, many of his juveniles are deeply lacking in females—Tunnel in the Sky is much better. The main character, Rod, is male, but there are two significant female characters, Jack and Caroline. Caroline is the best character in the book, and some small parts of the book are her clever and funny diary entries. It very nearly passes the Bechdel test. In addition, while many of the girls get married and have babies, there’s no coercion along those lines. Caroline remains unattached, and nobody tells her she should be having sex and babies for the good of the human race.

But while the gender stuff is really well done for 1955, it’s still considerably old fashioned to a modern reader. Helen Walker, Rod’s sister, is an Amazon sergeant—but she’s eager to retire and get married if anyone would have her. She later carries through on this, so she clearly meant it. Caroline also says she wants to get married. Rod is forced to change his mind about girls being “poison” and disruptive to a community, but we have very conventional couples. There’s a lot of conventionality. Although women work, Grant doesn’t want girls to stand watches or hunt in mixed gender pairs. He does back down. But when Rod makes his exploration trip, it isn’t Caroline he takes with him. And while it was certainly progressive to have women in the military at all, why are the Amazons segregated?

As usual, Heinlein is good on race up to a point. Jack is French, and Caroline is a Zulu. There’s a girl mentioned called Marjorie Chung. It’s also worth noting that Rod is very likely African-American—Caroline is referred to as a Zulu and has a Zulu surname.

 

Кто о чем, а вшивый о бане.

Hide  

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
(изменено)

Очень небезинтересный писатель, но к сожалению, мне в детстве и подростковом возрасте выдалось почитать у него всего одну книгу - "Фрайди". Вроде бы не лучшее произведение, но насколько же тщательно и остроумно описывается будущее в этом футуристическом романе. Потом прочитал гораздо позже "Звездный Десант". Очень художественно слабая вещь. Хоть в книге и используют крутые пилотируемые роботы, как в заправском аниме, в отличии от примитивного оружия в фильме, но все равно получилось уныло по-сравнению с фильмом. Недавно прочитал у него "Имею скафандр - готов путешествовать". Книга более подростковая, но тоже небезинтересная. Прочитал у него еще несколько рассказов. Читаю понемногу сборник статей и рассказов "Расширенная вселенная". До других крупных вещей руки пока не доходили.

Изменено пользователем Annihilatex

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.


  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...