Silvio 11 791 4 марта Делимся впечатлениями и отзывами по игре. Спойлеры разрешены. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Lian 12 118 5 марта (изменено) Наконец-то закончила, думала, что игра бесконечная, и страдать мне вечно от незакрытого гештальта. Финальная оценка где-то на уровне 6-7. Первая карта с Тросковицами замечательная, ее рекомендую, вторую с Кутно-горой можете смело скипать, если начинает душить. Поверьте мне, лучше не станет, только хуже. (дальше мой rant можно не читать) Графоний, оптимизация в игре - топ, здесь без претензий. Анимации на уровне, говорю, как человек избалованный киберпанком с калиткой. Квестовых багов многовато, квесты часто ломаются (это очень бесит), но хардлоков я не ловила. Некоторые геймдизайнерские решения просто говно, местами совсем отвратительно - не сообщать игроку, что от него требуется, чтобы он орал от непонимания и ненавидел игру. Впрочем, это с первой игры тянется, где можно было минут 15 месить врага и выяснить, что ему нужно проиграть. Здесь такого нет, но зато можно случайно посреди мейнквеста выяснить, что лошадь у тебя говно, откатываться и спешно бежать покупать топовую. Геймплейные механики прикольные... первые несколько десятков часов. В Кутно-горе мне уже было совсем неинтересно, причем неинтересно все: ездить по деревням, воровать, драться или варить зелья. Потолка я достигла уже в Тросковицах, все враги умирали от пары-тройки ударов мечом максимум. Особенно смешно в сюжетных моментах - Жижка с одного удара сложился, например. А разговоров то было! Побочные квесты тоже на второй карте стухли, я наткнулась на пару-тройку приемлемых (честь рыцаря, драконьи кости, спасение крестьянина), а по большей части там либо тоска, либо дичь, поэтому я вообще забила спрашивать местных жителей с квестовыми значками, а тех, кто лез сам, посылала до прделе. Основной сюжет... Здесь сложно. На первой карте мне хотелось кричать (и я кричала), что это мастерпис, какой здесь нарратив, какая постановка, как здесь все хорошо! Самый пик для меня - сцена мести Иштвану, 10 из 10, на кончиках пальцев. В целом, на этом мне можно было игру заканчивать, потому что больше ничего похожего я больше в игре не встретила, и началась какая-то, простите, чушня. Не хватит никакой простыни описывать мои претензии к сюжету, нарративу и постановке на второй карте, поэтому ограничусь тем, что мне понравилось. А этого здесь всего ничего: 1. Катерина. Поначалу была самым нелюбимым персонажем, слишком много было к ней вопросов, но в итоге раскрыли ее замечательно, она мне полюбилась, я ей сочувствую и сопереживаю. Единственный достойный человек в шайке бомжей с обоснуем почему она от них не уходит (обоснуй отличный). Не романсила (т.к. сам Индро говорит, что она ему в мамки годится, лол), но даже без романа Катя искренне переживает за ГГ, что создает хороший контраст с остальными персонажами (которые меня только раздражали по большей части). 2. Последний разговор с Аулитцем. Для меня скорее он стал итогом пути ГГ, чем жиденький разговор с "родителями" (типа совестью Индро). От концовки я ожидала большего импакта, тема, которую подняли еще с убийства Иштвана, замялась и так и не раскрылась (не смогли). Ну стал и стал Индро тем, с кем боролся, дальше что? чего бухтеть-то Какой итог? (спойлер - итог не сильно отличается от того, где он бы им "не стал") тем временем Маркварт выдает куда более глубокие инсайты, тут мое почтение Hide 3. Хотела бы сказать, что мне понравился роман с панночкой Розой (сцена все же с ней очаровательная, рекомендую), но потом Птачек парой реплик окунул этот роман в дерьмо, поэтому уже не очень, увы. Птачек, кстати, - самый раздражающий персонаж игры: вечно ноющая, инфантильная и капризная баба (да еще и сплетница). Мои надежды, что Индро от него избавится (т.к. Гануш племянника женить собрался), полегли прахом - это его крест до конца жизни. здесь я просила "найдите кого-то еще", но кто бы бастарда слушал Hide Жижка и его шайка - отвратительные обрыганы-разбойники, всю дорогу желала им смерти и поражения. Как-то полезла в википедию за парой фактов, с удивлением узнала, что Жижка - национальный герой Чехии. Много думала :D Никакого удовлетворения от концовки у меня нет, понимаю, что могла бы просто скипнуть игру со второй половины, ничего бы не потеряла. Но я упорно старалась ее домучить. Не повторяйте моих ошибок. разве что с родным батькой мой кабачок неплохо смотрится Hide Рацек каких-то ободряющих штук наговорил, ну и на том спасибо. Изменено 5 марта пользователем Lian 7 1 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Dobrochud 3 868 10 марта Мотало меня с моим мнением, что твой флюгер на ветру. В целом у игры куча косяков — как сюжетных, так и дизайнерских и геймплейных. Песочница, которая нередко входит в клинч с сюжетом. Сюжет, который кое-где явно не вытягивают. Повесточка, которая немного вылезает на поверхность и мозолит глаза, словно мусульманин Муса на городском совете, обсуждающем строительство нового собора. Но, подводя итог — мне зашло. Думаю, что, несмотря на то что год лишь только начался, это была лучшая игра, в которую я в этом году поиграл. Мой Генри отомстил, затем разочаровался в своей мести, отхватил себе отличную милфу и решил стать кузнецом. 2 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Фидельма из Килдэра 1 099 Вторник в 00:38 (изменено) Начну с короткого (в сравнении с подспойлерной частью) вывода без спойлеров, чтобы можно было не читать простыню текста с более подробным отзывом и/ли не спойлерить себе большую часть сюжета игры. KCD2 - одна из лучших игр, в которые я играла вообще. Она уверенно расположилась в тройке любимых вместе с Disco Elysium и Morrowind и обогнала таких монстров жанра, как вся серия Baldurs Gate, Arcanum, Skyrim, DAO. Сюжет и мейнквест: можно было сделать подводки к каким-то квестам в середине игры получше, но, когда сюжет действительно разгоняется, оторваться от него невозможно. Один из сюжетных квестов - “Итальянская работа”, - даже заслуживает отдельного упоминания. Он блестящий от начала и до конца. Понравилась идея со сменой в нескольких квестах протагониста. Хотя студия говорила, что KCD2 - конец приключений Индржиха, в самом сюжете и даже финале игры есть много намеков на возможное продолжение. Если оно будет или Вархорсы начнут делать новую игру, надеюсь на развитие идеи с несколькими героями. Контент: его много. Игра очень большая. Хватает и заданий формата “убей - принеси” (хотя даже среди них есть забавные), и длинных цепочек квестов, и интересных одиночных квестов, и просто “точек интереса”, на которые можно наткнуться, бродя по карте. Большой плюс, что выполнять все - вообще выполнять хоть что-то - игра не заставляет. На концовку это не повлияет никак. Правда, если взять кое-какие квесты и не закончить их, через некоторое время герой может увидеть, как с его знакомыми приключилось что-то нехорошее. Зато и плохого финала у этой игры нет: если пройти мейнквест до конца, большая часть важных для сюжета соратников все равно выживет (может погибнуть только один), жизненные перспективы от героя никуда не денутся, не окончательная, но важная победа на пути к возвращению Вацлава 4 на трон будет одержана. Бэкграунд, историческая канва и вот это вот все: отлично. Не без допущений и определенных отступлений, не без некоторых сбивающих погружение моментов (гуляющие по городу полуголые банщицы подбешивали), но все равно отлично. Множество мелких и не очень деталей, которые делают игру максимально живой, начиная от квеста, где минут пятнадцать можно будет послушать “разговорную” латынь как язык международного общения (я расстроилась, что не сообразила отключить субтитры на этот квест - было бы еще забавнее), и заканчивая явно личной неприязнью одного из персонажей к Джону Хоуквуду. Даже вписанному в игру явно как "на тебе" в адрес определенной части аудитории Мусе разработчики заморочились и придумали достаточно адекватную биографию, в которую с некоторыми натяжками вполне можно поверить. В общем, оторвись от реальности - погрузись в средневековую Богемию. Кодекс, внутриигровая информация и так далее. Тут Вархорсов хочется одновременно и похвалить, и поругать. Мне Кодекс понравился красивыми миниатюрами персонажей, но полезность информации из него толком оценить не могу - он мне не то, чтобы был сильно нужен. Есть подозрение, что тем, кому эпоха совсем незнакома, Кодекс будет что мертвому припарка. Информации вне Кодекса в игре тоже много. Даже так: ОЧЕНЬ МНОГО. Но рассчитана она, кажется, как раз на тех, кому Кодекс не нужен. В одном из квестов героя будут спрашивать о Джоне Уиклифе. Проверки на ученость (навык) героя в диалоге нет, игра проверяет именно знания игрока, предлагая выбрать ответ самостоятельно. Мне понравилось, но многим, я так понимаю, нет. Не знаю, можно ли было сделать эту часть игры лучше. Еще подробнее можно было, но не факт, что это вообще помогло бы. Покидаться в игрока информацией игра очень любит и в диалогах, и даже во внутриигровых книгах и записках, но вот объяснять, чем именно она "кинула", старается нечасто. В общем-то, это оправдано: Индржих в этом времени живет, а целевой аудиторией, видимо, все-таки предполагались те, кому упоминаемые в игре места, имена и события хоть что-то, да говорят. Персонажи: Браво. Мне что соратники Индржиха, что антагонисты в большинстве своем попали в самое сердечко. От кого-то было глаз не оторвать при каждом большом появлении в кадре - так полюбились, кто-то буквально крал шоу, а кто-то по-хорошему бесил (то есть тоже зацепил, просто не понравился “как личность”). Многие очень классно нарисованы - очень живые, реалистичные лица с хорошей анимацией. Хорошая, а у отдельных героев попавшая просто в яблочко озвучка. И диалоги. Диалоги в мейнквесте этой игры, да и в некоторых побочных очень хороши! Романы: Они есть, романсибельные персонажи (Ян Птачек, Катерина, Роза Рутхард) достаточно сильно отличаются друг от друга, но в рамках сюжета и формата игры романы как таковые второстепенны. Хотя один из трех как раз достойно вплетен в общий сюжет обеих частей KCD - это роман с Птачеком. Разработчики неплохо привязали развитие этих отношений и к сюжету обеих игр, и к переменам в характере Яна под влиянием этого самого сюжета. Другой вопрос, что мне отношения с Птачеком куда больше нравятся в виде броманса. Катерина тоже прилично написана и неплохо привязана к сюжету, но она, как и Птачек, бро по оружию и такая своего рода отрядная мамка, которая может даже старых раубриттеров слегка пристыдить. К тому же, помимо интереса к Индро, о котором ему скажет их общий, скажем так, товарищ (у нас тут часть отзыва без спойлеров), она явно и этим товарищем интересуется не меньше, только тот нифига не замечает (потому что все извилины его эмоционального интеллекта - бороздки на любимом шестопере). Роза - достаточно типичный "любовный интерес" для сюжета с подобным сеттингом и м!протагонистом. Она довольно симпатичная: и "на лицо", и как персонаж, приятных черт у нее много. Но мне не зашла: пару раз выбесила меня на уровне первого знакомства с Птачеком в KCD1, через что и была послана. Для персонажа это даже хорошо: вызвала чувства именно как личность (а не откровенной идиотичностью того, как написана), значит, тот, кто писал, постарался. Но для романа - уже нет. Будь у нее больше времени и шансов на "рост" как у персонажа (как вырос тот же Птачек), вполне допускаю, что она мне понравилась бы достаточно для того, чтобы потыкать ее роман. Но времени этого у нее нет. В общем, если кто-то хотел дейтсим, то вам не в эту игру. Романсибельные персонажи в любом случае так подобраны, что полноценного романа с перспективами не выйдет. Никакого долго и счастливо на фоне камина. Гомосексуальная связь в средневековой Богемии, сильно неравная по статусу связь с наследницей или роман с рвущейся назад на войну женщиной, толком не разобравшейся в своих чувствах, в любом случае обречены. Графика: Хороша. Средневековая Богемия радует приятными пейзажами, архитектура - реалистичностью (тот же Тросковицкий замок явно рисовали, опираясь на хорошо сохранившиеся замки примерно той же эпохи - например, Карлштейн. А астрономические часы в Кутна Горе отсылают к таким же сохранившимся в Праге). Лица сюжетных персонажей максимально живые и “человеческие”. Гостей из Диснея, как в ДАВке, тут нет. Успеете наглядеться и на оспины, и на щетину, и гнилые зубы в кадре помелькают, и даже "разнообразие" есть - мадьяры любого происхождения внешне сильно отличаются от богемцев, например. Красавицы красивы, но не идеальны лицом, воители мужественны, но часто выглядят так, что можно зарисовывать для плаката "Их разыскивает стража от Праги до Подебрад". Модельки фигур одинаковые, но за счет лиц и одежды кто-то выглядит худее, кто-то толще, кто выше, а кто-то - шире в плечах. Возраст отрисован тоже хорошо: юнцы юны, а старцы стары. У близких родственников, если присмотреться, можно углядеть какие-то общие черты. Вот на "массовке" - всяких торговцах, корчмарях, крестьянках - решили сэкономить. Много откровенно одинаковых "никаких" лиц. Но, учитывая размер игры, к этому сложно придираться. Доспехи, одежда и оружие как и в первой игре, нарисованы весьма реалистично, но стали еще красивее - графон за это время шагнул вперед. Катсцен много, они хорошо отрисованы и обычно уместны. Оптимизация: вполне приличная - по крайней мере, на моем железе. Геймплей: Механики от стелса до алхимии пришли из первой части, разве что стали попроще. Учитывая, что KCD2 рассчитана на более широкую аудиторию, это, наверное, даже хорошо. Ну а те, кому мало вызова в игре, могут вместе со мной немного подождать хардкор мод. Поругать можно совершенно сломанную экономику, но это общая проблема всех подобных игр. Сделай наградой даже за сложный квест 10 грошей, максимально ограничь лут и цену продаваемых предметов при реалистично огромной цене боевой или скаковой лошади, одежды аристократов и полных лат - средний игрок взвоет и выключит. Баги: а вот это, наверное, самая проблемная часть отличной игры. Мне ломающих игру багов не попадалось вообще, но на том же Реддите были жалобы насчет некоторых квестов. Мелкие и раздражающие, вроде начавшего в последних квестах терять текстуры меча одного из персонажей, случались, не в огромном количестве, но их хватало. Первый большой патч, по ощущению, этих багов только добавил. Конечно, это близко не Киберпанк на релизе и тем более не легендарный в том числе своей забагованностью Даггерфолл, но все равно Вархорсам есть, над чем поработать новыми патчами. Перевод: русскую локализацию очень хочется поругать. Всякими интересными словами из KCD. Начиная с "курва". Самое жесткое - перевести cannon (причем речь об осадном орудии) как пищаль. Нет, в принципе-то можно, но надо было тогда ломовой или хотя бы осадной пищалью обозвать. Но бомбарда - а именно так они перевели ее в начале игры, - была бы все же куда уместней. Все вместе: 9/10. Минус балл - за баги, упрощения геймплея и несколько на мой взгляд неудачных моментов в сюжете. Когда выйдут все DLC и баги вычистят патчами, будет 10/10. очень много букв Ну а теперь про самые интересные части игры: историческую канву, немного про сюжет и много про персонажей. Осторожно: спойлер примерно всей игры! Более или менее безопасно можно почитать разве что про исторические отсылки. Эпоху игра рисует щедро, где широкими мазками, а где мелкими, но удачными деталями. Случается ей и сбиваться - например, полуголые банщицы (о них я уже упомянула), разгуливающие по улице, портят атмосферу, - но удачных находок гораздо больше. Уровень некоторых деталей впечатляет: в кино и исторических романах часто стараются меньше, чем в этой игре. Приведу два примера таких деталей (в игре их намного больше): рассказ Богуты о битве на Косовом поле и то, как именно ругает свою жену бедолага-итальянец в квесте "Итальянская работа". Богута в своем рассказе поведает и том, какой это был кошмар, и том, что был убит турецкий султан Мурад. Отдельно расскажет о смерти Лазаря Хребеляновича. При этом ни Милоша Обилича (вполне вероятно, вымышленный персонаж), ни предательство Вука Бранковича (тоже вероятно, вымышленное, либо преувеличенное - спасение остатка войск, когда все уже решено, предательством не назвать) Богута не вспомнит - и это хорошо. Со времени битвы в игре прошло около 14 лет, "косовский миф", такой важный для сербской культуры, еще не сложился и близко, персонажам и вотэтоповоротам из него в игре делать нечего. Обзывая жену "шлюхой" за секс с Комаром, итальянский начальник стражи использует не привычное сейчас puttana, а куда более подходящее для эпохи troia. Да и акцент у него, потомка выходцев из Неаполя, на мой слух вполне южный. Есть, впрочем, и один вызвавший у меня просто приступ ярости диалог: разговор с Розой о писательстве. Когда паночка говорит, что "какой из женщины писатель", где-то гневно чайками кричат Гросвита, Хильдегарда и Анна Комнина. А особенно гневно кричит Кристина Пизанская, современница Розы. Вот и гадай теперь, разработчики проморгали дурацкий диалог, Роза - дурочка или не дурочка, а просто Индро за нос водит. Мир как таковой: Карт у нас в игре все две, обе - местные. Первая - земли вокруг замка Троски, вторая - окрестности Кутна Горы. Но нарисовать политическую карту Европы (и не только) игра все же не ленится - главный герой, несколько месяцев назад еще не умевший читать, может построить ее для себя по диалогам с другими, повидавшими разные земли персонажами. Подробности как раз на том уровне, на котором впервые увидевший большой город Индро способен осознать. Где-то все еще стоит под натиском турок Константинополь, стоит и Гранадский эмират, государство Насридов падет только в конце века. Процветает республика Дубровник, "на сапоге" есть Неаполитанское королевство, Милан, Флоренция... Обрастает городами с непроизносимыми для бедолаги Индро названиями Венгрия, напоминают о себе Польша и Франция, Англия не так уж давно выплюнула в большой мир одного из величайших наемников всех времен и народов. СРИ расширяется с маленького кусочка Богемии до огромной страны. Социум: В плане реконструкции всяких "социальных" - в широком смысле, - штук игра очень хороша. Сословная мораль стартует со спича Птачека про три сословия и продолжается разным законом для панов и простолюдинов. Венец ее - геймовер, если не спасти Птачека в квесте "По ком звонит колокол": Индро-то жив, но даже если в их с Яном дуэте "умный" именно он, слушать его одного фон Бергов попросту не будет. Не по статусу. Еще игра неплохо показывает положение женщин в этот период: с одной стороны - да, страдающее Средневековье, с другой - не самая плохая его часть. Можно наследовать имущество, в том числе земли и титул, можно вести дело и быть членом гильдии, можно даже в политике что-то сделать "из-за кулис". Чей холоп будешь? В игре вариации этого вопроса очень часты. Не буквально, конечно - о холопстве речи не идет, - а в смысле службы или принадлежности к какой-то общности. В Средневековье атомизированная единица, по большому счету, невозможна. Есть деревенская община, и изгнание из нее вместе с лишением общинных земель - если и не кошмар, то очень плохо, игра покажет это на примере травницы Божены и ее дочери. Будь Павлена с матерью все еще "деревенскими", вопрос пропажи девушки решали бы всем миром. Но они изгои, и всем, кроме лично обязанного обеим Индро, попросту пофиг. Есть город со своей системой самоуправления и не такой уж простой схемой становления горожанином со всеми сопутствующими правами - это краешком зацепят квесты в Кутне. Есть феодалы, которым в разной форме можно быть обязанным службой - именно так себя позиционирует герой, то человеком пана Птачека, то человеком пана Кобылы (справедливо на данный момент и то, и то). Наконец, есть происхождение: чем быть Никем из Ниоткуда, лучше уж назваться по родному городу или деревеньке - это снизит градус недоверия. Никто не любит моравцев: Да и не только их. По национальным конфликтам игра проезжается регулярно. Та же Моравия, хоть и является частью земель Богемской короны, управленчески во многом отделена от Богемии как таковой (как, например, и Силезия). Так что единства тут еще не сложилось. Отовсюду гонят цыган (кажется, в игре это были ловари, но не поручусь - не настолько хорошо знаю культуру ромов, чтобы определить точно). Еврейский погром в Кутна Горе вымышлен, но вполне типичен для эпохи. В Богемии аристократия германского происхождения и аристократия чешского конфликтуют в том числе и по этому принципу: фон Бергов и фон Аулитц - ключевые сторонники Сигизмунда, тогда как за Венцеля "в кадре" стоят в основном чехи. В Польше совсем недавно выбирали королевой Ядвигу, согласившуюся в стране жить, а не ее старшую сестру Марию, унаследовавшую корону Венгрии. Французы взаимно ненавидят англичан. С расизмом в адрес единственного чернокожего персонажа в игре все тоже в порядке: он есть, но показан, чтобы игру не затравили, в основном "закадрово". При этом расизм вполне средневековый: до теорий расового превосходства еще жить и жить, поэтому Муса кого-то пугает до чертиков (схож цветом с Сатаной), у кого-то вызывает вопросы о болезни или неотмытой грязи, а кому-то кажется прикольной диковинкой вроде редкой зверюшки (как белый олень во владениях пана Писека). "Война никогда не меняется" - KCD2 любит цитировать эту фразу из Fallout'а. Но еще уместнее было бы "Война никогда не кончается". Такова уж эта эпоха: в Европе все время кто-то с кем-то воюет. Да и не только в Европе: игра не поленится напомнить и про уже закатывающуюся звезду Железного Хромца Тимура (он стар, до смерти великому полководцу осталось немного), и про вечную угрозу османов, и даже про гражданскую войну, с которой и начался упадок далекой и почти что сказочной для богемцев империи Мали. Даже если где-то нет крупной войны, так обязательно сцепятся в местечковом конфликте несколько феодалов. Игра устами Индржиха вспомнит, как совсем недавно неудачно сходил в Крестовый поход Сигизмунд, наемники всегда рады поделиться фразой-другой о своей карьере, о войнах как давних, так и случившихся буквально вчера. Сухой Черт припомнит Австрию, Жижка - Венгрию, Брабант - войну за Неаполитанский трон. Забавно, но Владислав, сын того самого Карла Дураццо, с которым в составе французской армии воевал Брабант, ближе к концу игры вступает в войну с Сигизмундом. Мир - иллюзия, а война вечна. Эпоха кондотьеров: Логично, что на первый план в эпоху непрерывной войны выходят те, кто занимается ею профессионально. Мастера во всех аспектах типичной средневековой войны: от осады замков до фуражировки и подрывающих чужую базу грабежей. Кондотьер - слово итальянское, это наемный полководец, заключивший с работодателем (город или крупный феодал, в том числе и церковный) договор-кондотту. Командовать он может как предоставленной армией (так командовал в игре обороной Кутна Горы Брабант), так и собственным отрядом. А часто и тем, и тем разом. Кондотьеров в игре много. Это и Жижка, и Сухой Черт, и Брабант со своим дружком Моргенштерном, и Иштван Тот. Упоминается их еще больше: у Брабанта до сих пор подгорает от успехов уже почившего Джона Хоуквуда, Моргенштерн вспомнит идущего семимильными шагами к успеху Муцио "Сфорца" Аттендоло и Альберико Барбиано, уже вторую игру закадровым персонажем остается Ян Сокол Ламбергский. Еще больше игра не вспомнит - повода нет, но буквально год назад купил себе кардинальскую шапку одиозный Бальтазар Косса, живы Браччо Фортебраччо, Карло Малатеста и многие другие. И это только пара примеров. И только в Италии. С образом кондотьера игра справляется хорошо: есть те, кто поприличней, как Жижка, есть отморозок с принципами Сухой Черт, есть "за деньги - да" Воклен Брабант и есть откровенный отморозок без принципов вовсе Тот. С образом доппельсольднера - наемника-ветерана, чей опыт и навыки позволяли претендовать на двойное жалование и аналог офицерского звания, - игра справляется тоже хорошо. Янош, Кубенка и Комар являют собой неплохой срез. В Италии подобные офицеры при капитане наемного отряда даже упоминались в кондотте поименно. Эпоха кризиса и ветер перемен: Еще одно слово, которое просится для описания этой эпохи - кризис. И с его демонстрацией игра тоже справляется хорошо. Кризис на всех уровнях: Кризис веры: Христианство никогда не было таких уж монолитом, с самого начала своего существования. Ариане и несториане подтвердят. Подтвердит и Великая схизма, расколовшая христиан на католиков и ортодоксов (или православных, кому как привычней). Подтвердят и многочисленные ереси католичества: богомилы, катары, вальденсы. То, что вскорости грядет очередное большое религиозное потрясение, в игре ощущается хорошо. Индро при открытии соответствующего навыка молится на родном языке, а не на латыни - это важный момент, молитвы и проповеди на родном для паствы языке хорошо согласуются с идеями Джона Уиклифа (а на его идеи во многом опирался Ян Гус). Как раз Уиклифом зачитывается бывший пражский студент Ченек из Кутна Горы, очевидный будущий гусит. В той же Кутна Горе можно найти тайную молельню вальденсов. А в качестве лута в игре имеется книга про адамитов (общину приверженцев этого своеобразного учения в будущем предстоит разгромить Яну Жижке). Вторая сторона кризиса веры - папский раскол. О том, что нынче у нас "два папы", Индро и игроку вместе с ним поведают несколько раз. Посланца римского папы итальянца Бонифация 9 предстоит изображать в сюжетном квесте Богуте, а вот испанец Бенедикт 13 так и останется глубоко закадровым персонажем. Кризис власти: О противостоянии знати с богемскими корнями "немцам" уже было сказано, посмотрим на другую сторону раскола внутри аристократии - раскол по "знатности рода". В поддержке Вацлава (Венцеслава, Венцеля) было много мелкой и, скажем так, средней аристократии. Игра это показывает хорошо: единственный "слон" в партии Вацлава - патентованный перебежчик Йост, по совместительству кузен и Вацлава, и Сигизмунда. Есть еще его брат Прокоп, но тот, как и король, сидит в заключении, да и основная власть над Моравией все же принадлежала именно Йосту. "Пониже" моравских братьев стоит Ян Лихтенштейн, чьи возможности в Богемии очень сильно ограничены. Остальные - средняя и мелкая шляхта. За собирательный образ "серединки" отдуваются Гануш из Липы, Ян Птачек, вся семья Кунштатов, включая Гинека, Петр Писецкий. Срез "мелочи" тоже широкий: от уже довольно-таки "заметного" Рацека Кобылы до Яна Жижки, у которого от панства одно название. Собирательный образ более родовитых союзников Сигизмунда слился в шикарнейшего Отто фон Бергова. Кризис военного дела: Порох и огнестрел выходят на сцену и вскоре изменят правила игры на поле боя. Пока еще бомбарды и даже ручницы относительно редки, дьявольским оружием по привычке именуют уже давно примелькавшийся арбалет, требушет способен расфигачить стены донжона не хуже здоровенного ядра, но разницу огнестрел уже начинает делать. Отто фон Бергов подвозит к стенам Небакова бомбарду и с легкостью побеждает. А до того засада Жижки удается во многом благодаря ручницам (они же помогут и освободить Гинека Кунштадского). Мельник и алхимик Крейзель бросает философский камень и прочие традиционные для его коллег штудии ради воссоздания рецепта пороха Бертольда Шварца. Сам по себе "Перст Божий", похоже, срисован со знаменитой Безумной Греты. "Именам" удивляться не надо: орудия такого калибра были очень редки и дороги, так что безымянными их не оставляли. Ordnung muss sein: Вечные вопли Сигизмунда и его сторонников про порядок - это не стеб над немецкой культурой. Во-первых, Венцель действительно не всегда справлялся с правлением - не хватало того самого "порядка". А, во-вторых, это отсылает к начавшейся еще при отце Сигизмунда и Венцеля борьбе за приведение богемского права к относительной унификации и добавление в него усиливающих позиции монарха норм, с чем активно боролась панская вольница (те самые Рацеки Кобылы, Гануши и иже с ними). Попытка принятия при Карле Maiestas Carolina провалилась с треском: в желании монарха закрепить за собой все поместья, у которых не было наследника мужского пола, шляхта справедливо увидела посягательство на свои права. Кое-как приняли Ordo iudicii terrae, но этого ни для Карла, ни для его сына Сигизмунда было недостаточно. Высокие семейные отношения: Игра любит семейные отношения. Особенно братские. Особенно, когда они плохие. Йост Моравский то враждует и воюет, то примиряется и объединяется со своим братом Прокопом против кого-то третьего, о чем нам в игре постоянно готов кто-нибудь рассказать. Дополнительные очки этому богемскому сериалу за то, что склочная моравская парочка приходится кузенами парочке братьев не менее склочных - Сигизмунду и Венцелю. У Писецких братьев тоже все непросто, сказывается разница в возрасте, положении и нраве. Богута встречает младшего брата и может спасти его во время штурма Ратборжа, а потом и примириться с отцом. Индро находит своего “почти брата” Шмуля. Конфликт отцов и детей игра любит лишь немногим меньше. Рацек Кобыла в незаконном сыне видит лишь полезный инструмент. Только в самом финале игры после всех достижений Индро он возможно - только возможно - начинает видеть в нем что-то еще. Вырастивший Яна Птачека Гануш из Липы - явная отцовская фигура в его жизни, - без зазрения совести удерживает у себя Яново поместье, грозясь не отдавать, пока тот не женится. Угроза не пустая: тащить родича в суд Птачек не готов, а по доброй воле тот не отступится. Схожая с Птачековой проблема у братьев из Цимбурка, которых можно встретить в одном из побочных квестов. У Сигизмунда ситуация обратная: у него подгорает от брата в том числе и потому, что тот - близко не их общий отец и, как кажется Жиге, разбазаривает его наследие. Ну да ладно: про срез эпохи в игре можно распинаться еще страниц 30-40, поговорим уже о сюжете и персонажах - не обо всех, конечно, только о самых интересных. Сюжет: "Однажды, в оккупированной Сигизмундом Богемии..." (с) У мейнквеста есть определенная проблема в середине: сделать для игрока подводку к мысли, что слушать Йоста не нужно, надо было более явно. Разница между общим решением панов в Ратборже и личными делами Йоста видна хорошо, но приходит это понимание, если недостаточно хорошо знать эпоху (не именно регион и Йоста как такового, а именно эпоху в целом), уже сильно позже сюжетного решения спасать Птачека своими силами. Стоило добавить в Сухдоле хотя бы диалог с Жижкой, где тот мог бы выступить рупором-разжевывателем ситуации. Как вариант, диалог мог быть пораньше и с Богутой - ему протагонист очевидно доверяет. Мне такой диалог, наверное, показался бы лишним и натянутым, но большинству ситуацию точно подсветил бы. Да и другие намеки на то, что Йост - не самый надежный что советчик, что товарищ вообще, - стоило сделать более "громкими". С другой стороны, их в игре не меньше, чем намеков на вранье Брабанта, и считываются они примерно на том же уровне. Еще один неудачный на мой взгляд момент - то, что Индро по дефолту мешает Сухому Черту сжечь Малешов. Попытка вмешаться должна быть выбором, а не по умолчанию - когда героя заставляют быть идиотом, это неприятно. Да, даже с учетом скалицкой травмы Индро. Почему-то быть умненьким и даже не дать фон Бергову заподозрить Семинов можно, а вот совсем не мешать сожравшему ни одну собаку на таких вещах Гинеку делать свое дело - нет. Но, по крайней мере, в итоге выбор в этом моменте игра дает: согласиться со старшим товарищем все же можно, пусть и после разъяснений "для тупых", а потом сказать Жижке, что все нормально - деревню взяли. Кроме того, игра мало "наказывает" за благородный, но очень глупый выбор. Дуэль с Чертом должна быть на уровне поединка с Эриком, а бой с гарнизоном - в несколько раз сложнее. Не до конца справляется игра и с донесением до игрока некоторых других деталей: показывает-то она их достойно, часто отлично, но вот пояснить "попроще" порой даже не пытается. По принципу "не объясняй очевидного". Например, многие негодуют, что обрывается роман с Розой. Но ведь изначально сказано, что она наследница отца (брат погиб), (если отбросить ирл историю) права Рутхардов на горную добычу очевидно будут восстановлены, когда на трон вернется Венцель, а замок возвращен. Так на что рассчитывает безземельный простолюдин Индо, а с ним и игрок? На то, что Роза, которую после сожжения Малешова (я таки сожгла) в первую очередь беспокоят не жертвы, а "мы могли потерять все", вдруг станет очень демократичной? Не могу ругать KCD2 за это, но, если Вархорсы хотят расширять аудиторию, нужно думать о выразительных средствах, которые донесут многие моменты той самой широкой аудитории. Зато могу поругать за Малешов - вот это было действительно обидно. Ну а теперь о хорошем: Лучшая часть первой трети игры - "По ком звонит колокол" и побег из Тросок с Жижкой. В "колоколе" я действительно спешила как могла, чтобы точно-точно спасти дурачка Яна. С тем, чтобы заставить игрока переживать о времени и спасении паныча, игра справилась отлично. Плюс, пройти квест можно разными способами в зависимости от навыков Индро. В "побеге" лучшим моментом была даже не месть Индро Тоту, а комментарий Богуты после. Я выбрала дуэль и честно дала Иштвану шанс защититься. И что сказал мне священник, очевидная "мудрая" фигура для протагониста? Он сказал, что это было очень, очень глупо. Что от Индро зависели еще три жизни и рисковать ими не стоило, нужно было просто прибить Тота как псину. И это заставило нас с Индро задуматься: а ведь правда, зачем мы рисковали товарищами, для чего? Мы с Индро запомнили совет Богуты. Забавно, но этот момент реально повлиял на мое дальнейшее прохождение. Лучшая часть середины - спасение Сухого Черта. Просто потому, что там впервые появляется пан Гинек. А пан Гинек - один из лучших персонажей всей игры. Лучшая часть последней трети - "Танцы с Чертом" и "Итальянская работа". Украсть бомбарду у Сигизмунда? Да, неплохой прогресс от кражи у него же колбасы. Обвинить невиновного в убийстве и оставить войско Жиги без двух командиров? Класс. Сжечь деревню в качестве тактической уловки? Дайте две. В том смысле, что это был хороший момент. И морально, и в плане демонстрации реалий средневековой войны, и, как ни странно, для раскрытия характеров героев. Именно этот момент хорошо показал, почему Сухой Черт и Жижка - "не Иштван Тот". Даже Гинек не находит удовольствия в этой акции, а своим людям повторяет несколько раз - бегущих не преследовать. Садизм и лишняя ни к чему не ведущая жестокость - это не для Жижки и Черта, они прагматики, а не мучители. Ну а ограбление Влашского двора - просто фильм Гая Ричи и эмоциональные русские горки, бросающие тебя от комедии к трагедии и обратно. За эти два квеста и крепкий финал игре можно с запасом простить все провисания в середине. Персонажи: "Some kill, some steal, some break your heart…" (с) XXXTentacion Говорить обо всех персонажах я не буду, только о самых зацепивших. Первый наш боевой товарищ - Ян Птачек, с которым и Индро, и игроки знакомы с первой игры. С ним мы начнем игру, с ним же, в числе прочих, ее и закончим. Поначалу он все тот же: заносчивый, наглый, раздражающий паныч, у которого чуть что - нытье и "не барское это дело". Но и часть хороших его качеств тоже видна с самого начала: мог бы бросить раненого Индро, но нет - спасает, рискуя собой, тащит в безопасное место. Храбрый и верный в важных вещах, пусть и способен на фоне стресса рассориться с другом. Еще он веселый, достаточно обаятельный и, в общем-то, беззлобный. И способностей не совсем уж лишен: Ян хорошо сидит в седле, приличный мечник, опытный охотник и хорошо стреляет что из лука, что из арбалета. Да и образование получил достойное, о чем время от времени вспоминает. Всю игру Ян, как и Индро, сталкивается с испытаниями, развивается как личность и растет над собой. Да, какие-то не самые симпатичные качества останутся при нем навсегда: Ян несколько ленив и хочет развлекаться, безалаберен и, при всем своем воспитании и панском образовании, честно сказать не особенно умен, зато весьма горд (его действительно бесит то, как по юности лет и недостатку опыта старшие более опытные товарищи не принимают его всерьез). Но другие он в себе изживет, что частично, а что и полностью. Побродив по лесам дичекрадом и пожив своим трудом, перестанет стыдиться и чураться работы - по крайней мере, там, где нет других, способных попенять за такое панов. В маленьком побочном квесте, где нужно съездить на охоту после совета в Чертовом месте, он сам предлагает поделить работу после расправы с людьми Сигизмунда. Индро достается возня с дичью, Ян идет копать могилу для павших врагов. И ни словечка нытья, что не панское это дело, от него уже не услышишь. Голодая в осаде, Ян покорно съест суп из башмаков, хотя еще недавно гневно разлил бы всю тарелку, кинув ею в Индро. Голод - неплохой учитель. Бесшабашность Яна, раньше просто недооценивавшего риск или игнорировавшего его, превратится в храбрость человека, риск уже понимающего, но все равно не готового отступиться. Привыкший приказывать с рождения, он наконец-то поймет, что такое действительно отправить человека на смерть, когда Жижка сделает его одним из офицеров. И Яну не понравится! Он признается, что быть тем, кому приказы отдают, проще. Даже розовые очки с выросшего в золотой клетке юноши отчасти слетят: война - грязное дело, осада - кошмар, деревни жгут обе стороны... Ян в начале игры не менее наивен, чем Индро, если не более. Ян в конце игры, в последние минуты спасшийся с виселицы, повоевавший, переживший приключения с двумя знаменитыми раубриттерами и осаду, вполне имеет право действительно обижаться на то, что его ни во что не ставят. Но обижаться, похоже почти перестает - гордости поубавилось. И "в большие дела " уже не рвется - насмотрелся на них, хватило. Кроме того, Ян отлично озвучен, и в диалогах действительно видна химия между ним и Индро. И броманс, и романс выглядят вполне органично. Контента у Птачека много, раскрыт он хорошо. Второй - тоже Ян. Знаменитый троцновский пан Ян Жижка. Вплоть до выхода игры я старательно отгораживалась от спойлеров - не хотела портить себе сюрприз и ощущения от игры. Даже на заставку игры не смотрела: так бывает, ставишь на загрузку, а сам в это время ткнешься носом в книгу или пойдешь налить кофе. Как оказалось, правильно. Когда настоящий пан Небакова сказал, что атамана разбойников зовут Ян, я решила - да ладно, ок, совпадение. Где-то каждого пятого мужчину Европы в это время в местной вариации зовут "Ванькой". В общем, я ничего не ждала. Вархорсы ведь не решатся. Ну не решатся же! А потом на экране появились усы. Усищи! Шикарнейшие, максимально узнаваемые усищи на ужасно напоминающем одну статую откровенно разбойничьем лице. Мой вопль: "Жижка", - наверное, слышали все соседи. Это был первый момент, когда игра заставила меня кричать. Вархорсов нужно похвалить хотя бы за смелость: не испугались внести в игру и показать фигуру такого масштаба, пусть до венца славы, как и до слепоты и города Табора, игровому Жижке еще далеко. И сделали это без всяких прикрас: игровой Жижка не ублюдок и не откровенный бандит, но и до рыцаря в сияющих доспехах ему как Богуте до канонизации. Суметь совместить уважение и какой-никакой реализм в данном случае было непросто. Вавра сотоварищи справились Мне игровой (а речь далее будет только об игровом образе) образ Жижки очень зашел. Внешне он узнаваем моментально - действительно похож на статую в Праге (ну, знаете, важный мужик на коне - такие украшения города есть от Тбилиси до Падуи), при этом лицо очень живое и правдоподобное. Разве что озвучка могла бы быть чуть повыразительней, но, с другой стороны, некоторая монотонность актера озвучки хорошо сочетается что с нелюбовью Жижки к долгим беседам, что с определенной грустинкой (все еще скорбит по жене, да и совесть, которая из него не выветрилась окончательно, нет-нет, а наверняка время от времени подает голос) в его образе. Все историческое, начиная от шестопера и заканчивая религиозностью - все при нем. Жижка - не фанатик, но человек очевидно верующий, по крайней мере, на фоне того же Сухого Черта, бога поминающего исключительно всуе. Когда Комар случайно убивает папского легата, Жижку явно беспокоит не только возросший риск налета, но и то, что был, курва, папский! легат! Не простился Жижка не только с верой, но и с честью. Пан Ян посмеивается над Берговым, ожидавшим ответных пыток в качестве мести. Нет, если бы была необходимость, Жижка наверняка дал бы отмашку Сухому Черту, но не из мести, а сугубо "для дела". Он обещает разыскать деньги для Петра Писецкого, чтобы отстроить крепость, не предает короля Вацлава, в дело которого верит. Да даже банально заставляет свою ватагу прибраться в разгромленном поместье Рутхардов: вежество тоже никто не отменял. Не панское, а такое - обычное, человеческое. И доброты в нем еще сколько-то осталось: люди Жижки, как он потом расскажет, подобрали Катерину, когда та потеряла все. Учитывая, как женщина привязана именно к Жижке, Яну даже не нужно говорить, кто именно помог Катерине не наложить на себя руки и не уйти в депрессию, а переключиться хотя бы на месть - он это был, больше некому. Хотя пока что он всего лишь средней известности капитан наемников, Жижка уже отличный (одновременно и опытный, и одаренный) военный тактик, способный выжать результат из минимума ресурсов. Мы видим это в Небакове, мы видим это при атаке Малешова, налете на Влашский двор и обороне Сухдола. Всем заправляет троцновский пан, все планы его, остальные лишь иногда вносят коррективы - и Жижка их слушает, если совет дельный. Жижка и Сухой Черт - две стороны одной монеты войны. Ян рассудительней, спокойней, эмоции свои держит в железной узде и полагается только на разум. Когда его ведут эмоции, получается обычно плохо: например, дав волю азарту и интересу, Жижка проиграл Индро поединок и едва не лишился глаза. Даже взъярившись, успокаивается, собирается и начинает соображать Жижка очень быстро: нет ни одного плана, который хоть в чем-то не провалился бы, так что умение быстро адаптироваться и быстро думать очень важно. Гинек - эмоциональный, редко сдерживающий чувства, на чутье полагающийся побольше, чем на свои дурные мозги. Оба демократичны в выборе соратников и не козыряют происхождением, хотя Жижке, у которого от панства - одно название, и козырять-то толком нечем. Оба умеют воевать, оба имеют к этому талант, пусть и разный. Но Жижка, в отличие от Черта, воевать не любит и где-то в конце пути, далеко, все еще видит мир. Или думает, что видит. Оба - прагматики, идущие на жестокие решения вроде сожжения Малешова не по злобе душевной, а по необходимости - сберечь своих людей и повысить шансы на успех всего предприятия. Но к Гинеку не пойдешь за психологической помощью после этой акции устрашения, а вот Жижке можно поплакаться в гамбезон: он даже приободрит и поддержит. Поддержка, правда, так себе: эмоциональный интеллект у Жижки не особо высокий. Там, где работает логика (неприязнь к вечному перебежчику Йосту, понимание, как разозлить Эрика) он справляется, на "чистых эмоциях" - провал. Он проморгал и Тота, и Брабанта в своих рядах, увидел симпатию Катерины к Индро, но слепее крота в том, что у Катерины есть интерес и к нему, вероятно, даже побольше, чем к протагонисту. Помимо всего этого, Жижка - прекрасный боец, мужественно терпит пытки и не раз демонстрирует впечатляющую отвагу. Омерзительная четверка. Они же - Черт и его стая. С еще один наемным капитаном и его тремя доппельсольднерами Индро, а с ним и игрока, сведет Жижка. Сначала отыщем Кубенку, просиживающего штаны в сомнительном кабаке, потом - спасем Сухого Черта по дороге на виселицу, и, наконец, разыщем двух оставшихся солдат - Комара и Яноша Венгра. Чертова стая - замечательная. Как и сам Сухой Черт Гинек Кунштадтский. Я сама не ожидала, что они зайдут мне настолько - типаж не просто наемника, но еще и откровенного раубриттера (прозвища "Черт" и "Дьявол" исторически редко раздавали просто так) сложно сделать одновременно правдоподобным и симпатичным, - но к концу игры окончательно к ним привязалась. Как и Индро, который в одном из опциональных диалогов может сказать, что они - как семья. Да, на первый взгляд - это просто шайка алкоголиков и тунеядцев. Пьяницы, блудодеи, богохульники, как назвала их Катерина. И на второй - тоже. И даже, наверно, на третий. Эти черти пьют каждый день так, как будто завтра с похмельем никогда не наступит. Не пропускают ни одной юбки. Даже той, что повешена сушиться после стирки. Могут стащить, что не приколочено гвоздями. А что приколочено, ясно дело, упрут вместе с ними - гвозди-то в хозяйстве не лишние. Бранятся, богохульствуют, честят что пана, что барана курвиным сыном, а то и как похуже. Но что творит этот расходный материал, когда доходит до реального дерьмища, в котором тонешь аж по шейку? Они трусят? Нет. Они сдаются, складывают беспомощно руки и ждут, что Сигизмунда приберет Господь бог? Нет. Они бегут? Ха-ха, где вы видели чертей, бегущих из ада? Нет. Они делают свою работу. От и до, как сказано в кондотте. Они стоят и бьются. И каждый черт-ветеран стоит нескольких противников. Можете думать о них что угодно, но, начав юношами, они дожили кто до плеши, кто - до звучного прозвища, а кто просто до 1403 - те, кто бьется хуже, уже ушли под землю на шесть футов. Эти - нет. Пан Гинек из Кунштата и Евишовице, прозванный Сухим Чертом - вожак этой шайки. Есть разные версии, почему пан Гинек получил свое прозвище. Сухим его могли прозвать и за сочетание долговязости с худобой, и за бледное, бескровное лицо, и за все это разом. А Чертом, ясное дело, за милый, сострадательный нрав и милосердие святого. С визуальным образом игра справляется идеально: хотя модельки по пропорциям все одинаковые, Гинек за счет одежды и узкого, худого лица действительно кажется жердью с мышцами-веревками. Он некрасив: лицо неправильное, породы в чертах не видно, волосы того оттенка рыжего, что зовется ржавым, подстрижены под горшок, да еще и неровно. Добавьте к этому оспины - и образ готов. Озвучка у Сухого Черта одна из лучших, если не вообще лучшая, в игре. Актер умудряется даже звучать "сухо". Голос-скрежет, голос-скрип, голос, местами неприятный и буквально ввинчивающийся через уши в мозг. Короткие, резкие смешки, точные, как выстрел в грудь Аулитцу, интонации - работу актера озвучки можно и нужно хвалить. Написан Гинек тоже отлично: Выходец из шляхты куда более крупной, чем можно предположить по его обхождению и привычкам, по своему происхождению он более или менее равен тому же Птачеку или Ганушу. Это, конечно, не высшая знать уровня моравских братьев Йоста и Прокопа, но и не откровенная мелочь вроде Жижки. В игре можно даже пообщаться с его родней из другой ветви семьи - Бочеком Кунштатским, а племянница Бочека Житка - будущая жена как раз Яна Птачека. На панство свое игровому Сухому Черту в общем и целом наплевать - он вряд ли знает слова типа "демократия", но демократичен как никто из других персонажей сопоставимого статуса в игре. От него не услышишь пассажей о том, что ты - холоп, а он - пан, так что мнению твоему грош цена. Да, он может отмести это мнение по другим причинам - недостатку опыта, например, но это как раз справедливо. К своему панскому роду Гинек апеллирует лишь раз - когда включается в уговоры фон Бергова сдаться, да и то не без иронии. Мадьяр, поляк, богемец, юдей, бастард, даже (никакой мизогинии и никакого расизма, такова уж эпоха) чернокожий и женщина - на это Черту наплевать. Он, как Грязный Гарри, всех ненавидит одинаково. В том числе, кажется, и себя: возмущаться, что его хотели повесить, а не казнить поблагороднее, Гинек и не думает. Если Черт тебя принял, он тебя принял. И, если он тебя принял, не предавай его доверие, и, покуда вы на одной стороне, Черт не предаст тебя тоже. Ему хватило нескольких дней знакомства и одного совместного рейда, чтобы почуять в Шмуэле надёжного, "своего" парня. И, смотрите-ка, он уже не "юдей", даже не Шмуэль, а по-свойски - Шмуль, и беспокоится за него, раненого, Сухой Черт так же, как за старого своего товарища Кубенку. Принимает за свою Катерину, хотя та не стесняется стыдить и ругать и Стаю, и самого Черта. Он даже иногда беззлобно подшучивает над ней, вовсе не обижаясь, когда его посылают. Гневно орет, призывая лекаря, да пошустрее, чтоб помочь Мусе, с которым едва свел знакомство - Муса спас Индро и помог против Эрика, значит - свой. А вот с Брабантом, Розой и в меньшей степени Птачеком у Гинека “химии” нет - не любит он таких людей. Птачеку еще удается что-то доказать старому раубриттеру, но после долгих усилий. Свою верность данному в рамках договора наемничества слову Гинек декларирует сам и в игре этого принципа четко придерживается, даже не думая о смене стороны. Верность же своим людям в первую очередь, а во вторую добрым товарищам вроде Жижки, а под конец игры и Индро (он даже подсветит в финале, назвав Индро "одним из нас, голодным волком из чертовой стаи") Сухой Черт даже не озвучивает, она - в его поступках. Тех доппельсольднеров, кто остаётся с ним - свою Стаю, - Гинек ценит и бережет. Во время вылазки из осажденного Сухдола прикладывает все усилия, чтобы назад в замок с ним вернулось как можно больше людей. С Жижкой может слегка поругаться на адреналине после падения Ратборжа, но по-настоящему рассориться со старым товарищем - да никогда! У Гинека огромный боевой опыт. Он профессионал во всем: от собственно владения мечом до организации карательных акций и разбойничьих налетов. Воевал и в Богемии, и в Австрии, и в германских землях. Ходил вместе со знаменитым Яном Соколом. Потому его и нанимают, без работы не остается. В это раз он на контракте у Прокопа Моравского, брата Йоста. На импровизированном совете, где планируют атаку на Малешов, опыт Гинека показан хорошо: Сухой черт, не развозя, в паре фраз быстро суммирует все, чего не хватает для штурма. Что важно, Гинек воевать не только умеет. Он воевать любит. Он радуется как ребенок в магазине сластей каждый раз, когда на горизонте начинает маячить большая драка, при виде здоровенной бомбарды не скрывает желания из нее пострелять, а, когда враг ломится в дверь ("итальянская работа"), и Сухой Черт с факелом ждет момента, чтобы подпалить пороховой заряд, его уродливое лицо сияет довольством, а злая, но веселая улыбка делает его почти красивым. Добавьте к этому отчаянную, граничащую с безумием храбрость: Черт отлично осознает все риски, но, когда нужно, отбросит осторожность и возглавит отвлекающую вылазку за стены. Если у вас есть задачка для безумца, вам нужен Сухой Черт - он не испугается. При этом в Черте как ни странно нет садизма и бессмысленной жестокости. Чужие страдания в обычной ситуации не доставляют ему удовольствия. Он склонен к насилию - в том смысле, что всегда готов ответить жестокостью на жестокость, всегда готов к силовому решению проблемы. Но если тот же результат достигнут другим способом, у Гинека нет никаких проблем с тем, что кровь не пролилась. Он будет злорадствовать над попавшим впросак врагом и спокойно, прагматично сожжет деревню, чтобы сохранить своих людей. Но жечь деревню ради сожжения деревни - нет. Зачем? Он спокойно готов пытать человека ради информации, но, если ту же информацию выудить холодной логикой, вроде той, что так хорошо дается Жижке, либо угрозами, Сухой Черт вполне доволен. Ему не нужна пытка ради пытки, ему нужен результат. По крайней мере, в тех ситуациях, где в процессе принятия решений Гинек не превращается в одну голую эмоцию - концентрированный, взрывающийся как бочка пороха, гнев. А еще, как бы смешно это ни звучало, Гинек неплохо и довольно шустро разбирается в людях: Брабанта он заподозрил первым, сразу после импровизированного совета. И даже главную причину “слива” Воклена угадал уже тогда - деньги. Быстро суммировал, что из себя представляет Бергов. Что сказать, пан Гинек в этой жизни "видел некоторое дерьмо", что в людях, что на поле боя. Это не ум, не холодная логика и рассудок Жижки, это чутье, с каким такая же тощая, как Черт, борзая находит добычу. Дураком его, впрочем, не назвать: пьяный в сосиску, а понял, что Петр Писецкий вот-вот наложит в штаны и сдаст замок фон Аулитцу, и нужно не дать ему этого сделать, Черт моментально. И недрогнувшей рукой с пьяных глаз пристрелил Маркварта из арбалета. Сухой Черт, конечно, редкий циник: послушайте, как после вылазки во время осады он говорит, что в бою столкнулся с парнем, с которым вместе воевал в Австрии. "Это меня и спасло", - говорит Черт. "Подсобил тебе?" - наивно спросит протагонист. "Да нет, замешкался, тут-то я его и прикончил". Да и манеры у него ужасные - причем ужасные не от отсутствия воспитания, а сугубо по выбору, - он походя может оскорбить кого угодно. Но себя из числа этих персон, надо отдать должное, не исключает. Есть версия, что исторический Гинек из Евишовице свое прозвище получил в том числе и за то, что чувства юмора не имел вовсе - о чем говорил, подразумевал буквально. У игрового с этим все в порядке - чувство юмора у него есть, только такое же колючее и неудобное, как он сам. С самоиронией у Черта все в порядке тоже: только посмотрите на этот карикатурно-придворный, нарочито уморительный поклон, который залитый кровью, все еще облаченный в доспехи и только что тролливший фон Бергова Гинек отвешивает Розе. Да и не пытается Гинек выдать свой дурной нрав за добрый. В этом он удивительно честен. Он не пытается выставить себя лучше, чем есть, он не боится признавать, что ситуация дерьмовая и шансов в ней мало. А еще Сухой Черт - главная эмоциональная русская горка всей игры. Сам по себе. Когда он пристрелил Маркварта, мне почти хотелось его поцеловать. А через пять минут, когда он напился, не проверил посты и проморгал врагов - если не убить, то как минимум поставить фингал. А потом Жижка попросил дать людей для вылазки за стены и мне пришлось выбрать Шмуля и парочку из Скалицы: Кубенка-то еще ранен, а оставшиеся двое совершенно бестолковы. Да, мы с Птачеком и остальными прикрывали их со стен, как могли... Но именно Сухой Черт - об этом парни из Скалицы скажут прямо, - вернул всех троих назад живыми. Шоу украсть пан Гинек тоже любит. Как Ханс Ланда в исполнении Вальца украл шоу в "Бесславных ублюдках", так и Сухой Черт откровенно ворует его в KCD2. *** Кубенка. Богемец - лучше всех раскрытый доппельсольднер Черта. И, наверное, самый "сложный". Пьяный придурок? Да, несомненно. Он именно что пьяница. Алкоголик. И ведет себя придурковато. Но во время еврейского погрома, защищая людей, которых защищать не имеет ни причин, ни обязательств, - да они ему даже не особенно-то симпатичны! - он по-настоящему крут. Трезвый - ни в одном глазу! - Кубенка просто размазывает первую линию погромщиков. Один. И даже не с луком или арбалетом, а с мечом в руке. После он еще сознается Индро (других-то в этот момент рядом нет, хорохориться не перед кем), что погром вызвал у него неприятие - да, где-то там, под грязным гамбезоном, скверными манерами и показным "нет у наемника чести, откуда бы?!" прячется проспиртованное, но незлое сердце. А еще реддит просветил меня, что Кубенка - это либо сокращение от Якуб, но с отчетливо женским окончанием (типа Якобины), либо производное от слова шл*ха. И теперь я гадаю, как именно он обзавелся таким прозвищем. Игра на этот счет молчит, а догадки, учитывая повадки Чертовой Стаи, просятся на ум одна чуднее другой. *** Янош Венгр - самый "простой" в Чертовой Стае. Хоть он и хитрец, и своровать что не прочь, а особых подводных камней в Яноше нет. Он простой мужик-солдат, любитель пожрать, переводчик с комариного и повелитель острой колбасы, может из палок и золы приготовить что-то сносное. Его "минутка славы" - военный совет перед Малешовом и "Итальянская работа". Нам нужна бомбарда? Так давайте сопрем у фон Бергова его же “Перст божий”! Это ведь не сложнее, чем стащить у крестьян какой-нибудь жрачки. Звучит-то нелепо, но идея оказалась рабочей - благодаря Жижке, Катерине и Индро. В "Итальянской работе" Янош, впрочем, раскрывается по-новому. Да, что Янош свободно владеет польским, мы знали с самого знакомства с ним, но это всегда словно бы пряталось за манерами простоватого и одновременно хитрого мужичка из деревни. Зато в этом квесте таланты Яноша на минутку выходят на первый план и начинаешь понимать, что простоватый мужичок-то - довольно умен. Он свободно владеет чешским и польским, и, как выясняется, еще и итальянский худо-бедно понимает, но вовсе не кичится этим, как Брабант. Да и не пытается позиционировать себя как шибко умного - Янош, может, и читать-то не умеет. Но, поди ж ты, языки выучил. И даже в своем чешском умудряется изменить акцент, чтобы лучше сойти за итальянца. Просто пять баллов! Создается впечатление, что нелепый его говорок - маска, он легко может лучше, просто выглядеть чуть-чуть глуповатым выгодно. *** Комар, чье настоящее имя - Лешек - мы узнаем только в его последние минуты, самый нераскрытый из всех солдат Черта. Он не говорит по-чешски, хотя с родным славянским языком (чешским ли, русским, украинским, белорусским и тд) кое-что в его словах понять можно (забавная возможность буквально почувствовать себя Индро - понимаешь Комара, но чуть-чуть). Все, что мы о нем узнаем - это что Комар поляк, красавчик, агрессивен, любит женщин (а они, в свою очередь, его) и добрую драку. Он чуть не приводит миссию по похищению серебра к провалу, теряя время с очередной пассией (хотя, надо отдать ему должное, свою задачу - найти инструмент для пролома стены - он к тому моменту уже выполнил), но он же, умирая от клинка Брабанта, просит товарищей бросить его: все равно умру, лучше уезжайте сами. Надо сказать, конкретно мне разработчики попали в сердечко: даже к этому польскому дурачку я успела привязаться, так что сцена его предсмертной молитвы тронула. Особенно на контрасте с развеселым лингвистическим угаром предыдущей части квеста. Hide Изменено Вторник в 10:53 пользователем Фидельма из Килдэра 2 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты