Legislator 6 494 24 марта, 2010 (изменено) Стругацкий Аркадий Натанович и Стругацкий Борис Натанович Биография Видные русские советские прозаики, кинодраматурги, братья-соавторы, бесспорные лидеры советской научной фантастики на протяжении трех последних десятилетий и самые известные советские писатели-фантасты за рубежом (на начало 1991-х гг. — 321 книжное издание в 27 странах); классики современной научной фантастики, влияние которых на ее развитие, в частности, в СССР трудно переоценить. Аркадий Натанович (1925-1991) родился в Батуми (ныне — Грузия), в 1925 г. вместе с семьей переехал в Ленинград (ныне — Санкт-Петербург), вскоре после начала Великой Отечественной войны был эвакуирован с отцом из блокадного города (позже эвакуировались мать и Борис Натанович); жил в г. Ташле близ Чкалова (ныне — Оренбург), где и был призван в армию, учился в Актюбинском артиллерийском училище, в 1943 г. был откомандирован в Московский военный институт иностранных языков, который окончил с дипломом переводчика-япониста; в армии прослужил до 1955 г. (в основном, на Дальнем Востоке). После демобилизации жил в Москве, работал в редакции реферативного журнала, в издательствах Детгиз и Гослитиздат (был редактором первых научно-фантастических книг С. Гансовского, А. Громовой, Е. Войскунского и И. Лукодьянова и других авторов советской научной фантастики, сборника «Мир приключений»). Печататься начал с 1958 г., опубликовал в соавторстве с Л. С. Петровым нефантастическую повесть «Пепел Бикини» (1958); с 1960 г. — профессиональный писатель; известен также как переводчик английской и американской (под псевдонимом С. Бережков) и японской научной фантастики, а также классической японской литературы. Член Союза писателей. Борис Натанович родился в Ленинграде в 1933 г., туда же вернулся после эвакуации, окончил механико-математический факультет ЛГУ с дипломом астронома, работал на Пулковской обсерватории; с 1960 г. — профессиональный писатель. Член Союза писателей. Печатался, в основном, в соавторстве с братом (известен также переводами — в соавторстве с братом, под псевдонимом С. Победин и С. Витин — американская научная фантастика). Лауреат Государственной премии РСФСР (1986 — за сценарий фильма «Письма мертвого человека» , вместе с В. Рыбаковым и режисером К. С. Лопушанским). Бессменный руководитель семинара молодых фантастов при санкт-петербуржской писательской организации. Живет в Санкт-Петербурге. Первая научо-фантастическая публикация братьев Стругацких — повесть «Извне» (1958; исправлена и дополнена в 1960). Лауреаты премии «Аэлита»-81. Широкая известность пришла к братьям Стругацким после публикации первых научно-фантастических рассказов, представлявших собой образцы добротной «твердой» (естественнонаучной) научной фантастики и отличавшихся от других произведений тех лет большим вниманием к психологической разработке характеров — «Шесть спичек» (1959), «Испытание "СКИБР"» (1960) (см. Изобретения и открытия, Кибернетика, Машины), «Частные предположения» (1960) (см. Сверхсветовые скорости) и другие; большинство составило сборник «Шесть спичек» (1960). Однако в ряде ранних рассказов братьев Стругацких впервые успешно опробовали метод построения собственной истории будущего — первой и по сей день остающейся непревзойденной в советской научной фантастики. В отличие от аналогичных масштабных построений Р. Хайнлайна, П. Андерсона, Л. Нивена и других, близкое будущее по Стругацким не имело с самого начала четко заданной хронологической схемы (ее позже восстановили читатели-энтузиасты из исследовательской группы «Людены»), зато в большей мере был отточен метод «сквозных» персонажей, переходящих из книги в книгу и упоминаемых эпизодически; в результате отдельные фрагменты со временем сложились в яркую, многокрасочную, внутренне эволюционирующую и органичную мозаику — один из самых значительных миров научной фантастики в отечественной литературе. Библиография 1959 — Страна багровых туч 1960 — Извне (на основе одноименного рассказа, опубликованного в 1958 г.) 1960 — Путь на Амальтею 1962 — Полдень, XXII век 1962 — Стажёры 1962 — Попытка к бегству 1963 — Далёкая Радуга 1964 — Трудно быть богом 1965 — Понедельник начинается в субботу 1965 — Хищные вещи века 1968 — Улитка на склоне (написана в 1965 году) 1987 — Гадкие лебеди (написаны в 1967 году) 1968 — Второе нашествие марсиан 1968 — Сказка о Тройке 1969 — Обитаемый остров 1970 — Отель «У Погибшего Альпиниста» 1971 — Малыш 1972 — Пикник на обочине 1988—1989 — Град обреченный (написан в 1972 году) 1974 — Парень из преисподней 1976—1977 — За миллиард лет до конца света 1980 — Повесть о дружбе и недружбе 1979—1980 — Жук в муравейнике 1986 — Хромая судьба (написана в 1982 году) 1985—1986 — Волны гасят ветер 1988 — Отягощённые злом, или Сорок лет спустя 1990 — Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах (пьеса) Вся информация о романах и повестях в Википедии P.S Мне больше понравился фантастический детектив "Отель "У Погибшего Альпиниста" Все наверно знают,что по мотивам этого рассказа вышел квест Изменено 6 января, 2013 пользователем Alish 2 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
omikron 2 109 20 ноября, 2012 Стругацкие были замечательным творческим тандемом, творцы потрясающих книг... и последний из этого творческого союза ушёл. Никогда фантастика уже не будет похожа на ту, которую создали Стругацкие. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
omikron 2 109 20 ноября, 2012 Это был творческий тандем, эффективный как целое, которое, как известно, больше чем просто сумма составляющих. Совершенно верно. В совместном творчестве авторы дополняют друг друга, у каждого есть в творчестве сильные и слабы стороны. И именно поэтому книги Стругацких пользовались успехом и навсегда останутся классикой отечественной фантастической школы. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
tеnshi 38 735 20 ноября, 2012 Я очень люблю фразу, которую прочитал у Олдей: "хорошая идея приходит в две головы одновременно, поскольку в одну не помещается". Писателя Бориса Стругацкого действительно не существовало, как не существовало и писателя Аркадия Стругацкого. Были А и Б, единое целое, тандем. И говорить теперь о том, что Б - ничего не значащая часть, это как дождаться, пока альцгеймер Пратчетта войдёт в терминальную стадию, и начать говорить, что он сдал, загубил своё наследие и вообще полный ноль. Мерзко. Не фанат. Читал понедельник, пикник, трудно быть богом, все по одному разу, первое люблю очень, второе люблю, третье - стоило прочитать один раз. 5 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Bismark 1 255 20 ноября, 2012 Я очень люблю фразу, которую прочитал у Олдей: "хорошая идея приходит в две головы одновременно, поскольку в одну не помещается". Писателя Бориса Стругацкого действительно не существовало, как не существовало и писателя Аркадия Стругацкого. Были А и Б, единое целое, тандем. И говорить теперь о том, что Б - ничего не значащая часть, это как дождаться, пока альцгеймер Пратчетта войдёт в терминальную стадию, и начать говорить, что он сдал, загубил своё наследие и вообще полный ноль. Мерзко. Не фанат. Читал понедельник, пикник, трудно быть богом, все по одному разу, первое люблю очень, второе люблю, третье - стоило прочитать один раз. согласен тот же Хайланд например в конце жизни начал писать очень странные вещи многие писатели сходили с ума. создатель дживса и Вустера - Вудхауз провел вторую мировую вещая по нацисткому радио за что его позднее чуть не осудили Керолл очень странно если не больше относился к маленьким девочкам я думаю просто надо уметь разделять личность и творчество как например Садальский - актер замечательный а как человек полное чмо 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
LaraLara 4 071 20 ноября, 2012 И говорить теперь о том, что Б - ничего не значащая часть Б был значащей частью замечательного тандема. После прекращения существования тандема он начал зарабатывать дешевую популярность, пытаясь втиснуть предыдущее творчество в модные идеологические рамки, и не проявил себя самостоятельной творческой величино. Книги остались отличными, человек проявил себя как лжец и коньюнктурщик. Сравнивать подлость с болезнью Альцгеймера - это мощно. я думаю просто надо уметь разделять личность и творчество Золотые слова. Творчество братьев было отменное. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Hikaru 19 905 20 ноября, 2012 Обожаю и "Пикник", и "Понедельник", и "Трудно быть богом" - и много что еще. Их переводы - это тоже нечто, говорят что "Саргассы в космосе" на русском получили такую славу по преимуществу благодаря им, а не изначальному творению Нортон. Верю. Многие их вещи настолько сильно пронизаны духом того времени, что современному поколению этого просто не понять - отсюда и неприятие некоторых вещей. Что-то излишне политизировано, что-то написано "на злобу дня". Это не отменяет их гениальности, как и того, что это именно советская фантастика, которая довольно сильно отличается от современной русской. А что до их личностей - "не судите, да не судимы будете". Меня это мало интересует, предпочитаю их творения, а не светскую хронику. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
omikron 2 109 20 ноября, 2012 "Пикник на обочине" перечитал в своё время раз сто, не меньше... Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Missis Taylor 13 234 20 ноября, 2012 Лара получила РО. Не за Стругацких, а за манеру изложения своих мыслей. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Bismark 1 255 20 ноября, 2012 "Пикник на обочине" перечитал в своё время раз сто, не меньше... ну это неудивительно "..счастье для всех даром и пусть никто не уйдет обиженным" это такая квинтисенция русской цели в истории во всяком случае мне кажется что если бы Пикник писал немецкий писатель то счастье касалось бы только немцев, а если бы американский то оно было бы только для одного человека а вот такой интерес к "геноциду индийцев в Гондурасе" это типично русское, родное Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Corvalol 948 20 ноября, 2012 (изменено) Начинал, как и полагается со "Страны багровых туч", 3-й класс, все интересно. К тому времени уже прочитал "Продавца воздуха" и "Голова профессора Доуэля" Беляева. Но братья мой мир просто перекопали - после них и начался для меня угар фантастики (и не отпускает по сей день, чему и рад). Рос, взрослел, формировал взгляды, менял их, менял себя - но книги Стругацких, каким-то странным образом оставались постоянной неизменной составляющей. Перечитывал, конечно же (а что делать, когда уже все прочитано?). Месяц назад взялся за систематизированное перепрочтение, благо перерыв был значительным. Начинал с затаенным страхом -"А вдруг не то?". Все же 5-10 лет прошло, с того момента как перечитывал "ОЗ" и "Миллиард лет", а со времен "Далекой Радуги" и "Стажеров" так и вообще 25 лет минуло. Взял полную антологию. По годам и... Ну ладно, ладно)) Врать не буду - "Страну..." все же не решился перечитать, а начал со "Стажеров" и "Полдня". Потрясающе. Несмотря на весь научно-технический прогресс, на все те крутые перемены, которые произошли - как глоток свежего воздуха. Здорово и лихо: сюжет, интрига, психология и потрясающий язык: вкусный, сочный, легкий и в то же время не легковесный. Сегодня ночью на работе перечитал "Далекую Радугу" - просто шок, как я много не увидел тогда, 20 лет назад когда читал ее раньше. На фоне тревожного настроения и образов "хороших людей" трагический киборг Камилл, воплощенный шедевр компьютерной логики, страдающий от комплекса Кассандры и обреченный на одиночество (уже потом, в "Волны гасят ветер" мы узнаем о его дальнейшей судьбе, о том что стало после его четвертого воскрешения). Россыпь цитат, использованных в других романах - нуль-физик Маляев и пушистый зверек калям (привет кот Калям и современный физик Малянов из "Миллиарда лет"). Апокриф (или все же нет?) со смертью Горбовского. И много, много разного. Вообще, "те самые Стругацкие" начинаются именно с "Попытки к бегству" и "Далекой Радуги" с их печалью и безысходностью, но все же верой в лучшее. И если вы читали только "Пикник на обочине" или пару-тройку других произведений братьев - не поленитесь, прочтите все, не пожалеете)) Отдельно о Стругацких-визионерах. Мобильная связь ("Полдень...") причем в том виде как это выглядит сейчас. Эмо и гот-субкультура ("Отель..." "Хищные вещи"), рейвы в том виде, в котором они сформировались в начале 90-х (дрожка в "Хищных вещах), экстрим-спорт от нечего делать (в том виде как это существует сейчас) - рыбари, аудионаркотики ("Хищные вещи") и многое-многое другое щедро рассыпано на страницах книг, которые вышли в самом начале шестидесятых! И последнее. Я никогда не был в восторге от политических взглядов Бориса Натановича. Лично мне ближе наивная вера в идеалистический коммунизм (или социальную сценциократию, кому как удобнее) Аркадия, нежели либерализм Бориса. НО! Дуализм их книг - это одна из тех граней, которые и формируют "магию книг Стругацких". Да и как любой человек БН имел полное право на свои взгляды. Они не перекрывают для меня значимости романов "писателя о двух головах". Утром узнал о смерти. И не расстроился - когда умер Брэдбери я то же не горевал, просто взял "Фаренгейт" и перечитал, такая поминальная старику понравилась бы больше тонны слов соболезнования)) Помним, пока читаем. Любим, пока помним. Главное читать не разучиться... Изменено 26 ноября, 2012 пользователем Corvalol 6 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Hells 830 20 ноября, 2012 время редактировать первый пост =*(( я конечно не любитель литературы, но перечитал пикник раз 5. еще "трудно быть богом"... эх, все великие уходят, что-то и мне не здоровится (с) Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
ellin5 5 8 декабря, 2012 У Стругацких много отличных книг. Лучшая на мой взгляд - это "Град обреченный". Читал эту книгу несколько раз идаже при повторном прочтении книга не становится менее интересной. Одна из самых сложных книг - это "Улитка на склоне" (жаль, что по этой книге не сделали игру - получилось бы что-то весьма впечатляющее). "Пикник на обочине" - это вообще уже культ. Особенно интересен тот факт, что по мотивам этой книги сделана игра "STALKER", а уж потом опять по мотивам игры стали писать книги (я одну прочел - точно продолжение "Пикника" - только без философии). Еще очень интересна книга "Второе нашествие марсиан" - очень интересная версия по поводу нашествия инопланетян. Мне еще понравилась книга "Малыш", "Понедельник начинается в субботу", "Жук в муравейнике", "Парень из преисподней", "Волны гасят ветер". Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
omikron 2 109 8 февраля, 2013 "Пикник..." просто потрясающая книга, со своей глубокой философией и актуальностью. Всё таки не зря тандем братьев Стругацких считают классикой отечественной фантастики. А вот "Улитка..." не для слабых людей, я много раз её перечитывал, но многое заложенное авторами так и не понял Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
QB_Maximus 339 8 мая, 2013 В топ-10 любимых авторов входят точно. Их произведения имели большой вес в моей жизни. Дома было много их книг, отец тоже читал. И вот попалась первая их книга - Страна багровых туч. Наверное после нее я и захотел стать инженером =) А когда меня, молодого, но уже уважаемого инженера, решили отправить в туркменские пустыни - счастью моему не было предела. Ведь и Быков был специалистом по пустыням =) После этого уже почти все их произведения прочитал. А вот Страна багровых туч у меня долгое время в сумке от ноутбука лежала и почти в каждой командировке я ее перечитывал. А в одной из командировок кто-то взял и не вернул =( Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
YaD166 398 24 мая, 2013 "град обреченных" и "пикник на обочине" - Это первое что при ходит на ум . Незнаю почему. Наверное, это были первые книги Стругацких, что я прочел. А может это была, какая другая причина. Уже и не вспомню, так давно это было. P.S. А потом был “Сталкер” Тарковского на закрытом показе, в горкоме партии, и что-то говорили о Стругацких, ругали их, о чем- то спорили, обличали. А я, молча, сидел, находясь все еще под впечатлением от фильма. И мне было тошно и грустно. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты