Darth Balancer 174 18 мая, 2011 (изменено) Рэймонд Дуглас «Рэй» Брэдбери / Raymond Douglas "Ray" Brabury «Я не люблю машины. Я ненавижу Интернет, ненавижу компьютеры. Они мешают нам жить, они отбирают наше время. Люди слишком много работают за компьютерами, они слишком много болтают, вместо того чтобы слушать и слышать друг друга» Биография Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс. Второе имя — Дуглас — он получил в честь знаменитого актёра того времени Дугласа Фэрбенкса. Отец — Леонард Сполдинг Брэдбери (потомок англичан-первопоселенцев). Мать — Мари Эстер Моберг, шведка по происхождению. В 1934 году семья Брэдбери перебирается в Лос-Анджелес, где Рэй проживает и по сей день. Детство и юношество писателя прошли во времена Великой депрессии, средств на университетское образование у него не было, тем не менее, приняв едва ли не в 12 лет решение стать писателем, Рэй с завидным упорством ему следовал, никогда не задумываясь об иной профессии. Будучи молодым, он продавал газеты, затем несколько лет жил за счёт жены, пока в 1950 году наконец не было опубликовано первое его крупное произведение — «Марсианские хроники». Затем после написания в 1953 году романа 451 градус по Фаренгейту (Fahrenheit 451) и публикации в первых номерах журнала «Playboy» его слава разрослась до всемирной. Рэя Брэдбери часто называют мэтром фантастики, одним из лучших писателей-фантастов и основоположником многих традиций жанра. Фактически же Брэдбери не является фантастом, так как его творчество следует отнести к «большой», внежанровой литературе, да и истинно фантастических произведений у него лишь малая доля. Тем не менее, Брэдбери является обладателем нескольких наград в области фантастики (Небьюла — 1988, Хьюго — 1954), помимо множества общелитературных премий. Произведения Брэдбери в большинстве своём — это короткие рассказы неразвлекательного характера, содержащие короткие зарисовки, сводящиеся к остродраматическим, психологическим моментам, построенные в основном на диалогах, монологах, размышлениях героев, нежели на действии. Несмотря на явный талант к придумыванию различных сюжетов, зачастую занимательных и оригинальных, писатель часто ограничивается бессюжетными зарисовками, очень метафоричными, полными скрытого смысла или же не несущими определённой смысловой нагрузки вообще. И даже в хорошо «скроенных» произведениях Брэдбери может легко оборвать повествование, уйти от подробностей, оставив действие в момент острого накала страстей. Также практически ни в одном произведении писателя не удастся уличить в морализаторстве и навязывании своей точки зрения: в 99 % произведений автор остаётся «за кадром». Ситуация может развиваться сколь угодно пристрастно, но никогда Брэдбери не приведёт читателя к выводу. Словно бы он видит свою задачу в том, чтобы взволновать читателя, обострить ситуацию и уйти, оставив его размышлять за книгой. И если от иных своих творческих принципов Брэдбери и отходил, то его «язык», то есть способы изложения образов, мыслей, практически никогда не менялся. Характерные черты его языка — это «акварельность», минимум деталей, описаний, подробностей, действий. Имеет место даже не столько фантастичность (отсутствие реалистичности), сколько пренебрежение значением правдоподобия. Эта черта касается и сюжетов (фантастичность легко уживается со сказочностью, детектив с мелодрамой, сметая рамки жанров), и языка: Брэдбери пренебрегает описаниями мест действий, внешности героев, именами, датами, цифрами. Естественно, в его произведениях не встретить технических подробностей и вымысла в технической сфере. Соответственно, не возводя сюжетную основу в абсолют, Брэдбери легко меняет стили и жанры своих произведений. В рассказах одного и того же года написания легко можно встретить и фантастику, и мелодраму, и детектив, и фэнтези, исторические зарисовки, стихи и прочее. Насколько можно судить по эссе и интервью, Брэдбери проповедует литературу чувств, а не мыслей. Эмоций, а не действий. Состояний, а не событий. Главный герой многих его рассказов — молодой Дуглас Сполдинг. Этот герой — «второе я» автора, Дуглас — его второе имя, Сполдинг — вторая фамилия его отца. В молодости он однажды сжег все свои неудачные слабые рассказы, устроив грандиозный костер у себя на участке. «Сжег два миллиона слов» — говорил он грустно. Это зрелище легло потом в основу его дебютного романа «451 по Фаренгейту» о сжигании книг и рассказа на эту же тему. Творчество Брэдбери противоположно классической сюжетной короткой прозе с интригой и ударной концовкой. Если читатель ждет развлечений и интриги, он, скорее всего, будет разочарован. Интересно, что такие рассказы настроения, чувства-зарисовки, в которых живет и сам автор, более близки зрелому читателю. Большинство поклонников Брэдбери — люди среднего и пожилого возраста. Сам мэтр слывет в кругу своих коллег, американских писателей-фантастов, «старым добрым сказочником», отношение к которому очень уважительное. Брэдбери ратует за духовные ценности и прежде всего за фантазию, творчество. Едва ли не высшей ценностью Брэдбери объявляет внутренний мир человека, его мировоззрение, фантазию. Способность человека чувствовать, сопереживать писатель признаёт главным качеством. Также в своих произведениях сочувствует прежде всего людям искусства (и даже больше — его ценителям), нежели всем прочим. Зачастую при этом на страницах своих книг Брэдбери жестоко расправляется с «врагами» — чёрствыми людьми, лишёнными фантазии, мещанами, чиновниками, политиками — теми, кто препятствует нормальной жизни творческих людей, самовыражению, общению, кто сводит культуру к условностям, массовости, стандартизации, делает жизнь сухой, скучной, духовно бедной, пресной. Библиография Романы Марсианские хроники (The Martian Chronicles) 1950 451 градус по Фаренгейту (Fahrenheit 451) 1953 Надвигается беда (Something Wicked This Way Comes) 1962 Смерть — дело одинокое (Death is a Lonely Business) 1985 Кладбище для безумцев (A Graveyard for Lunatics) 1990 Зелёные тени, белый кит (Green Shadows, White Whale) 1992 Из праха восставшие (From the Dust Returned) 2001 Давайте все убьём Констанцию (Let’s All Kill Constance) 2002 Лето, Прощай! (Farewell Summer) 2006 Повести (Lorelei of the Red Mist (совместно с Leigh Bracket)) 1946 Вино из одуванчиков (Dandelion Wine) 1957 Канун всех святых (The Halloween Tree) 1972 Отныне и вовек (Now and Forever) 2007 Рассказы Рассказы составляют самую большую по объёму часть творчества Брэдбери. В них же заключено, пожалуй, всё то, за что Брэдбери любят, ценят и признают мэтром литературы. Не умаляя значения крупных, «серьёзных» произведений, повестей и романов, стоит признать, что именно в этой форме литературного творчества писатель достиг верха мастерства. По собственным словам писателя, за жизнь он написал более 400 рассказов. Некоторые из них послужили основой для более крупных произведений. Некоторые можно объединить в циклы по тематике и по героям, кочующим из одного рассказа в другой. Подавляющее большинство рассказов издавалось в сборниках. Однако среди сборников имеются компилятивные — основу их составляют ранее опубликованные рассказы. Ниже приведены все 15 сборников, содержащих за редким исключением неповторяющиеся рассказы: «Тёмный карнавал» Dark Carnival, 1947 «Человек в картинках» The Illustrated Man, 1951 «Золотые яблоки солнца» The Golden Apples of the Sun, 1953 «Лекарство от меланхолии» A Medicine For Melancholy, 1959 «Механизмы радости» The Machineries of Joy, 1964 «Электрическое тело пою» I Sing the Body Electric, 1969 «Далеко за полночь» Long After Midnight, 1976 «Воспоминание об убийстве» A Memory of Murder, 1984 «Конвектор Тойнби» (издан под неправильным названием «К западу от октября») The Toynbee Convector, 1988 «В мгновение ока» Quicker Than The Eye, 1996 «Вождение вслепую» Driving Blind, 1997 «На посошок» (издан под неправильным названием «Полуночный танец дракона») One More for the Road, 2002 «Кошкина пижама» The Cat's Pajamas, 2004 «Летнее утро, летняя ночь» Summer Morning, Summer Night, 2007 «У нас всегда будет Париж» We'll Always Have Paris, 2009 Авторские компилятивные сборники, в которые для почитателей добавлялось несколько ранее не издававшихся рассказов, в скобках указаны их названия: «Октябрьская страна» (The October Country) 1955 [Карлик, Пристальная покерная фишка работы А.Матисса, Прикосновение пламени, Удивительная кончина Дадли Стоуна] «Р — значит ракета» R Is For Rocket, 1962 [Р — значит ракета, Здесь могут водиться тигры, Лёд и Пламя] The Vintage Bradbury, 1965 [И камни заговорили…, Разрисованный] «К — значит космос» S Is For Space, 1966 [Превращение, Огненный Столп, Время, вот твой полет, Кричащая женщина] «И грянул гром: 100 рассказов» The Stories of Ray Bradbury, 1980 [Детская площадка, Чертово колесо, Прощай, лето, Отпрыск Макгиллахи, Акведук, Роковая игра] «Сборник ста лучших рассказов» Bradbury Stories: 100 of His Most Celebrated Tales, 2003 [Недолгое путешествие, Ба-бах! Ты убит, Бритье по высшему разряду, Наблюдатели, Травинка, Одиночество, Подмена, Морская раковина, Неприкаянные, Далекая гитара, Лучезарный Феникс, Стихи, Особенный летний вечер] Cборник рассказов, изданный в 2006 году "Эксмо": "Здесь могут водиться тигры" содержит несколько рассказов из компилятивных сборников Брэдбери. 63 рассказа никогда не издавались в авторских сборниках, а печатались в газетах и журналах. На русский язык переведены только некоторые из них [Маятник, Чепушинка, Лазарь, восстань!, Последняя жертва, Уснувший в Армагеддоне, Нечто необозначенное, Чудеса и диковины! Передай дальше!, Научный подход, Знали, чего хотят, Час Привидений, Вернувшаяся из праха]. Некоторые из его известных рассказов: Жила-была старушка (There Was an Old Woman) 1944 Возвращение (The Homecoming) 1946 Они были смуглые и золотоглазые (Dark They Were, And Golden Eyed) 1949 Будет ласковый дождь (часть Марсианских хроник) (There Will Come Soft Rains) 1950 Ревун, (The Fog Horn) 1951 Завтра конец света (The Last Night of the World) 1951 И грянул гром (A Sound of Thunder) 1952 Здравствуй и прощай (Hail and Farewell) 1953 Всё лето в один день (All Summer in a Day) 1954 Запах сарсапарели (A Scent of Sarsaparilla) 1958 Берег на закате (The Shore Line at Sunset) 1959 Диковинное диво (A Miracle of Rare Device) 1962 Изменено 6 января, 2013 пользователем Alish 3 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Darth Balancer 174 18 мая, 2011 Прочитал "Марсианские хроники", "451 по Фаренгейту", "Вельд", "Были они смуглые и золотоглазые". "Марсианские хроники" меня поразили. Это совсем не та научная фантастика, которую я привык читать. Я привык видеть описание обычных повседневных сцен но в антураже другого времени. Здесь же я увидел необъяснимый поток красок и образов, не похожий ни на что из того, что я когда-либо видел. Поначалу было трудно вникнуть, читая, я искал объяснения происходящему, но потом расслабился и просто поглощал информацию. Понимание, почему все именно так, пришло потом. Особо запоминающимися были действия Четвертой экспедиции. Вся человеческая натура отражена здесь. Как с хорошей, так и с плохой стороны. "451 по Фаренгейту" был понятней по форме изложения. Возможно, потому, что я читал о нынешнем мире. Как "родственнички" похожи на популярные нынче ситкомы и шоу ни о чем, "шокирующая музыка" на многочисленные ничего не значащие новости (смысл-то один и тот же: оглушить человека, чтобы он ни о чем не думал), "Ракушки" лежат у меня на письменном столе, а дураки вроде подруг Милдред встречаются на каждом шагу. Признаюсь, пока читал, во мне вспыхивала ненависть к телевидению и массовой культуре. "Вельд" прекрасно описывает цитата в шапке темы. "Были они смуглые и золотоглазые". Человека изменяет окружение. Чувствуется благоговение перед древностью, перед чужим миром. 2 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
GAVRILA 439 24 июня, 2011 "451 по Фаренгейту" моя самая любимая книга. Книга о "Книге" так сказать, о важности "мыслить". Да и не только этой книгой он славен, какие у него рассказы! Очень сильные и мощные. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Chen Ankor 37 21 июля, 2011 "Марсианские хроники" и "451 градус по Фаренгейту" единственные книги которые заставили меня ложится спать только в пять утра и просыпаться в семь, чтобы снова их читать. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
twistkefir 1 455 6 июня, 2012 Сегодня умер. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Fargo 381 6 июня, 2012 Да. Не стало автора одной из моих любимых книг. Жаль. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
DarthDima 1 431 6 июня, 2012 Марсианские хроники - первое прочитанное в детстве фантастическое произведение =( . Покойся с миром Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Bismark 1 255 6 июня, 2012 земля пухом но вроде хоть умер нормально а то беднягу Шекли в конце жизни помнили только в РФ и окрестностях вот и помер в какой то украинской больнице по моему из золотого века американской фантастики только Ле гуин и осталась Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
DeSilva_Elven 201 7 июня, 2012 Самые любимые его произведения - "Марсианские хроники" и "451 градус по Фаренгейту", а так же рассказ "И грянул гром", повести "Левиафан-99" и "Лед и пламя". Печально, что хорошие авторы покидают нас. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Vuvuzela 9 444 7 июня, 2012 Грустно. Но у него была долгая жизнь. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
bol 6 786 7 июня, 2012 Очень жаль. Был гениальным писателем Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
cure 9 138 7 июня, 2012 Угу, 91 год, целая плеяда замечательной литературы - всем бы так, но всё равно грустно. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Ребекка 4 720 7 июня, 2012 Печально, что хорошие авторы покидают нас. Мы все умрём. Да, наверное хорошим авторам нужно жить стопицот лет и никогда не умирать и пережить вообще всех нас. Почти сотню лет прожил человек, никаких несчастных случаев, умер от старости - разве ж плохо? Что тут печального? Я наоборот в восторге от того, что в школе дети когда-нибудь будут изучать его и будут избавлены от тоскливых фактов биографии, как у большинства изучаемых писателей. Тот умер молодым, того убили, этого сослали. А в случае с Брэдбери всё куда интереснее и можно сосредоточиться на самой литературе. Ура что ли. Он точно в раю, если такой есть. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
twistkefir 1 455 7 июня, 2012 Когда придет тот день, когда такое в школе будут преподавать? У нас в Украине, вон хотят выкинуть из школьной программы Декамерон и еще что-то, и вместо этого Гарри Поттера запилить. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Ребекка 4 720 7 июня, 2012 Когда придет тот день, когда такое в школе будут преподавать? Придёт. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nethalf 5 345 7 июня, 2012 Вообще-то его "Зеленое утро" совершенно точно преподавали. Думаю, и сейчас преподают. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
twistkefir 1 455 7 июня, 2012 У нас, точно нет. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Fargo 381 8 июня, 2012 Вообще-то его "Зеленое утро" совершенно точно преподавали. Думаю, и сейчас преподают. Как человек, который буквально на днях закончил школу, скажу, что Брэдбери, Хемингуэя, Конан-Дойла никоим образом не затрагивали в ходе изучения мировой литературы. С их произведениями знакомлюсь сам. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Yria 12 585 8 июня, 2012 Я не помню, проходили ли мы его произведения на уроках, но в списке литературы на лето они точно значились. Я, как обязательная отличница, читала и радовалась. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Талия 3 818 8 июня, 2012 Думаю, и сейчас преподают. Неа У нас был курс зарубежной литературы, но он закончился семнадцатым веком.Кажется) но в списке литературы на лето они точно значились. А вот это да) в списках он был. И другие фантасты тоже Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nethalf 5 345 8 июня, 2012 (изменено) Как человек, который буквально на днях закончил школу, скажу, что Брэдбери, Хемингуэя, Конан-Дойла никоим образом не затрагивали в ходе изучения мировой литературы. С их произведениями знакомлюсь сам. Неа У нас был курс зарубежной литературы, но он закончился семнадцатым веком.Кажется) Не повезло с регионом, школой и учителем, значит. Существует т.н. школьный компонент учебной программы, в который составитель рабочей программы (учитель литературы то есть) волен включать произведения, не входящий в федеральный и региональный компоненты. Собственно, теоретически можно даже попросить его включить на следующий год такое-то произведение в рабочую программу Мне, впрочем, относительно повезло - я учился еще по старому толстому учебнику литературы (новых нам тупо не завезли), в котором "Зеленое утро" точно было. Кажется, и "Каникулы" тоже, но тут уже не уверен. Изменено 8 июня, 2012 пользователем Nethalf Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Эвглена 618 8 июня, 2012 У меня Брэдбери точно не было, а у младшего брата точно был, по-моему они "Ревун" и "Каникулы" читали. Но у них училка по литературе - фанатка своего дела. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Darth Balancer 174 8 июня, 2012 Скажу, что нам в школе давали "Зеленое утро". В шестом классе. Конечно, тогда никто ничего не понял, так что смысла это не имело. И да, дело было в Украине. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Hikaru 19 905 5 августа, 2012 Вспомнила сегодня "Дракона". Шикарный рассказ, с фирменым брэдберивским юмором )) Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
omikron 2 109 1 февраля, 2013 В детстве читал "Марсианские хроники", очень понравилось и запомнилось. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты