Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией 20.07.2021 в Сообщения
-
5 балловдавненько я не брал в руки шашек 27. Магия и меч Magic Lost, Trouble Found by Lisa Shearin
-
4 баллаО, реализму подвезли. И, в принципе, правильно сделали. Как-никак, кусь в шею и непонятно, сколько Астарион может забрать до первого стоп-слова. А ГГ всегда потом сидит с видом, будто:
-
3 баллаТрейлер исторической драмы Ридли Скотта «Да свершится суд» с Мэттом Дэймоном, Беном Аффлеком, Адамом Драйвером, Джоди Комер и Харриет Уолтер.
-
3 балла"Скажи спасибо, что не свитки воскрешения : Р " (с) Астарион А пока я добираюсь до катсцен, я параллельно раскуриваю реплики персонажей во время передвижения и выполнения действий. И Гейл продолжает меня стремать! Когда до него дошла очередь во время боя, он вдруг взял и выдал фразу "Mortals can be so foolish", ещё и тоном, в котором ни намека на самоиронию. Где-то я это уже видела...
-
3 баллаШедоу больше не подсматривает из кустов за ГГ и Асти) А после первого укуса на ГГ накладывается неприятный эффект до следующего долгого отдыха.
-
3 баллаИ... сцены плетения у меня не было даже после патча... Я хз что делаю не так. Кстати, если Шадоу убивают, подвезли отдельную кат-сцену, что артефакт внезапно оказывается у ГГ. Игра акцентирует на этом внимание. Так что опять же не так важна Шадоу, как артефакт, который она тасквет и который обязательно должен быть у ГГ.
-
2 баллаУ меня пока ограниченный и нестабильный инет, но все же встряну. Я наверное совсем глупая, но все равно не пойму откуда эти пессимистичные ожидания? Разве поляки не говорили уже не раз и не два, что поддержка Киберпанка будет продолжаться? И Ивинский говорил, и дорожные карты рисовали, и на встрече с инвесторами говорили, и новую концепцию развития компании представили. Как часто им нужно это повторять, чтобы им поверили? Павел об этом говорит, но ему тоже не верят, т.к. записали его в идеалисты и ждут еще каких-то подтверждений. Камон. На негативный пример с Андромедой есть аналогичный пример с No Man's Sky. И пример с NMS к ситуации подходит куда больше, т.к. у Hello Games это была единственная игра, они сами себе разработчик и издатель в одном. У рэдов есть еще Ведьмак, что тоже не так уж много, чтобы легко и просто забрасывать франшизу, на разработку и продвижение которой ухлопали кучу времени и денег. Андромеду закрыла EA, а не биовары. У ЕА куча игр-доилок, продолжения к которым штампуют каждый год. Не говоря о том, что прекращение поддержки Киперпанка совсем угробит репутацию студии как у игроков, так и у инвесторов. Сама игра, несмотря на раздутый негативный хайп вокруг нее, нравится большинству игроков. К тому же лето на улице. Не знаю у кого как, но когда работала в крупной международной компании, летом у нас тормозилось большинство проектов, потому что всем хотелось в отпуск и кого-то постоянно не хватало для нормальных обсуждений и согласований. У рэдов были сначала кранчи, потом проблемный запуск, взлом серверов, заморозка счетов, усложнение удаленной работы. Фоном - переговоры с Сони, суды с биржевыми спекулянтами и т.д. Еще и пандемия не закончилась. А там ведь тоже живые люди работают, думаю, что стоит дать немного отдохнуть, набраться сил, а не дергать бесконечными вопросами и негативными ожиданиями. Если молчат так долго, значит готовят крупное обновление. На данный момент Киберпанк более чем играбелен. На пастгене он вряд ли уже когда-нибудь станет лучше. Есть графические и геймплейные баги, но прохождению они не сильно мешают. Взять даже нашумевшую и раздутую проблему с системой полиции. Лично я по пальцам руки могу пересчитать сколько раз на меня агрилась полиция за овер 1000 часов. Даже удалила мод на полицию, за ненужностью. Это все же не ГТА и не Вотчдогс. Поэтому жду не столько патчей-исправлений, а бесплатных длц и изменений игровых механик, на что намекали рэды. Но это требует дополнительного тестирования, а это тоже время. Я тоже когда вернулась месяц назад из долгой поездки и увидела всего лишь маленький патчик немного расстроилась. Но потом подумала, ведь лето в конце концов, нужно снизить градус ожиданий, разрабам тоже нужно отдыхать и работать в нормальном режиме, а не в режиме кранчей. Поэтому считаю, что дорожная карта никакая не перестраховочная, а наконец-то близкая к реальной, и то, что крупные сюжетные дополнения обещают не раньше 2022 не означает, что они выйдут в первых числах января, а скорее первое - весной, а второе - осенью-зимой 2022.
-
2 баллаОкей, вау-эффект от первых часов игры прошел и теперь я окунулся с головой в этот ужас однотипных миссий, одинаковых пещер, и бесконечных лагерей солдат. 149 часов на полное прохождение с зачисткой всей карты мира, прохождение всех второстепенный квестов и даже с каждой встречной доски объявлений брал эти унылые миссии. С уверенностью могу сказать, что накушался ассасинов на десять лет вперед, это точно.) В итоге, из плюсов игры могу выделить только красивые греческие просторы, города, древнегреческую атмосферу, кораблики. Минусов, их хватает с избытком. Боевка, дутые противники и много закликиваний на квадратный метр, искусственное затягивание игры как по мне. Приблизительно 90% всех заданий это банальные подай-принеси или убей, и если у второстепенных квестов есть хоть какой-то контекст, то повторяющиеся миссии это просто мрак. Закончил игру вчера, прошли сутки и уже не могу вспомнить интересные задания, может разве что с лжеEagle Bearer. Всё. Это печально. Срежиссированных сцен преступно мало и все что есть находятся в самом сюжете. Оригинальная озвучка не понравилась, не знаю почему но этот дичайший акцент у всех персонажей раздражал. Болтовни с персонажами мало, почему не могу пофилософствовать с Сократом или обсудить тактику и стратегию с Брасидом? Да даже с матерью протагониста нельзя толком поговорить. От романов кринжовал, зачем их вообще ввели в игру для меня загадка. Алексиос уныл, и даже шлем не дают напялить на его постное лицо. Кассандра более харизматичная, да и Алексиос на роль Деймоса лучше подходит. Сюжет простенький, без интересных поворотов. Музыка не запомнилась вовсе. И баги... Вылеты с ошибкой, нпс застревают в текстурах, некоторые диалоги не проигрываются, непонятные падение фпс в два! раза после медитации или выхода из инвентаря, конь этот несчастный с его призывом, спавн нпс в одну точку, и это только те что сразу на ум приходят, а были и другие. Но главный критерий хорошей игры для меня это повторное прохождение. Одиссея его провалила. Мне не хочется ее второй раз проходить, мне не хочется ее больше запускать, даже несмотря на то, что остались DLC с Атлантидой и Дарием. К слову о DLC, мне нравится как концовку игры плавно перенесли в дополнения. Хочешь узнать чем закончилась история с Лейлой и Атлантидой? Плати еще раз. Нет Ubisoft, обойдусь.
-
2 баллаКонкретно в BG3 решили сделать так, что объемы потребляемых ресурсов растут с левелами персонажей (Свен это именно так сформулировал), типа чем больше способностей/ячеек для заклинаний, тем больше надо ресурсов, чтобы все отрегенилось.
-
2 баллаАддоны для КП будут, т.к. это уже не вопрос хотелок, а математика. Игра продала слишком много копий и не собрать повторную жатву с тех, кому понравилось (а таких 75%, судя по одному лишь Стиму) - стало бы верхом маразма. Аддоны гораздо дешевле в производстве и рекламе, а срубить за оба можно около 30$ с носа. Кроме того, это будут на 100% цифровые продажи, которые в разы более выгодны издателю. С диска КП2077 они получают не более 10$, а, скорее всего, речь идёт так и вовсе о 3-5$, учитывая манипуляции ценами в ритейле. За один лишь аналог "Крови и вина" (20$) они с цифры получат в ~3 раза больше, даже после расчёта со всеми контрагентами в лице держателя площадки дистрибуции и платёжной системы. Про сиквел говорить рано, т.к. непонятно смогут ли CDPR репутационно камбекнуть бренд или им будет проще доить дальше Ведьмака, тем более раз "народ просит".
-
2 балла
-
2 баллаТам и так вотэтоповоротов напрашивается немало. Главное, чтобы они не перестарались с этим делом.
-
2 баллаПоследняя лучшая игра Юбисофт на мой вкус - Splinter Cell: Blacklist. Без преувеличения, это был очешуительный экспириенс, особенно кооперативные миссии. Но это было, аж страшно вспоминать 9 лет назад уже. Наверное ещё бы в удачные эксперименты записал Rainbow Six: Siege на момент выхода, сейчас уже сложно назвать игру чем-то уникальным (спасибо киберкотлетам, из-за чьих капризов игра почти что растеряла свою индивидуальность), но удовольствия я много получил от игры (овер 1000 часов соврать не дадут). Но наверное с года 2016 (или когда там первый The Division вышел), с каждым годом Юбисофт умудряется падать всё ниже в моих глазах. Почти что каждая их игра это синоним слова "импотенция". Особенно это касается сюжетной части. На столько хреново и лениво прописанных персонажей и диалогов, как в The Division 1-2, в некоторых Ассасинах, Фар Краях и последнем Watch Dogs я давненько не видывал. Вот честно, сюжет и персонажи в большинстве игр Юбиков никогда не были сильной стороной, даже в сольниках Фишера не то чтобы сильно интересные сюжеты, не последние несколько лет уже на столько плохо у них с этим, что иной раз в порно фильмах можно диалоги интереснее услышать. И эти их внутренние разбирательства и тихие увольнения "неугодных" лучше не делают, если не хуже. Потому что глядя на последние игры, да даже на новых оперативников в Rainbow Six: Siege, главными фишками которых на моменте анонса было то, что один гей (и при этом не принадлежит никаким силовым структурам), а другой это женщина-трансгендер, складывается впечатления, что у них там штате сценаристов только "правильно-мыслящие" остались. И всё ещё под брендом Тома Клэнси. Могила маэстро уже наверное пробурила туннель в Нарнию от всего происходящего.
-
2 балла
-
2 баллаА нашла интересную фигнь годичной давности. Карри опять зевранило. И, черт, почему Зева после 40 по звучанию - как Аль Капоне?))))
-
1 балл
-
1 баллА ведь когда-то Убейсофт делали такие игры, как Silent Hunter... 16 лет назад я вместо того, чтобы готовиться к выпускным экзаменам в школе, топил аглицкие корыта в SH3.
-
1 баллНе",я" истерила,только когда Ася ггшку убил. Причем там ещё анимация забагалась, и она всю сцену кулаками махала:) А так, максимум-шея болит. Но,нынешний вариант,мне больше нравится. Точнее нравился бы,если не эта тема с ресурсами. Тоже про них подумала,как прочитала. Все ж,таки эта штука с едой-своеобразная.
-
1 баллНу не знаю, как по мне, то слабая магия или ее отсутствие в сюжете, в котором замешаны боги, как то вызывает больше разочарования, они же боги... Да и не важно это. Просто сейчас сравнивать (точнее игнорировать факт заколдованной личинки) Астариона с отродьями и дампирами не совсем правильно, точнее делать вывод, что ему тату набили из-за предполагаемого дампирства. Мы не знаем ни конкретных свойств нетерийской магии, ни причины татуирования спины Астариона, а с этими двумя вещами клыкастик не может не иметь отличий от "обычных" отродий и дампиров. Про тифлингов я читала интервью, где фанаты днд критиковали Лариан за несоблюдение лора, так вот там было указано, что в том числе и тифлинги, их личинками не заражают, но Визарды дали на это добро и теперь все окей. Найду, скину ссылку, если лень искать не будет:D
-
1 баллНе,ну это слова самого Свена. Вон ролик после панельки,если поглядеть,он там об этом прямо говорит. Во всяком случае в варианте ру субтитров xD Ну и люди этот момент тоже обсуждали везде,где видела. Так что,не знаю,как там по правилам днд,но по задумке разработчика -вот так
-
1 балл
-
1 баллГосподи, это ещё что за отрыжка западного мобильного фритуплея? Потому что блин, на фоне китайцев, которые умудрились слизать формулу Икскома под мобильные устройства, это выглядит просто смешно.
-
1 балл
-
1 баллЛичинка сама по себе - это просто личинка, дело в магии, которую на неё наложили, а она действительно мощная, поэтому нельзя сейчас утверждать, что способность Астариона ходить под солнцем - не от этой магии. Всё иное пока что - чисто домыслы.
-
1 балл
-
1 баллСейчас зашел на реддит, думаю, что школьники это еще и комплимент для той аудитории. Там все гораздо хуже. Нет. Сейчас он вполне нормально себя чувствует. ГТА в свое время тоже на пастгене выходила, и ничего. Единственная реальная проблема это сырой релиз. Сейчас состояние игры вполне нормальное на всех платформах. А все истерики про СТРАШНОЕ ВРАНЬЕ это собственно вранье же от самих журналистов и инфлюенсеров. Рекламная кампания КП была вполне себе в рамках. Да, она создавала, возможно, обманчивое впечатление по ряду аспектов, но именно, что впечатление, это вся реклама делает, и не только игр. КП стал жертвой общества потребления и новых информационных форм в виде инфлюенсеров и сверхпопулярных стриммеров, которые сами нарисовали себе и своей аудитории мегаигру которая во всех аспектах будет лучше ГТА, любых шутеров, стелсов и кучи любых других лучших представителей жанра, и самой разветвленной в мире РПГ, а когда оказалось что это просто игра, да еще и с багами и в ряде аспектов с проблемным балансом, то инфлюенсеров с их аудиторией порвало так, что не отпустило до сих пор. Им же в красивых роликах нарисовали эшелон удовольствия, а выдали всего пару вагонов. Это недопустимо. А зачем сюжетной игре удержание аудитории? С каких пор они оцениваются по такому параметру? Так и с удержанием все нормально, несмотря на непрекращающееся вранье в адрес киберпанка от инфлюенсеров и журналистов самая херовая игра в истории до сих пор в топ сто стима, а на плойке в июне во всех регионах стала самой загружаемой игрой, обогнав не только ГТА5, но даже ФИФу на момент чемпионата. Учитывая инфо шлейф та же ЕА вполне возможно игру уже бы прикрыла, да. С другой стороны ЕА прекрасно понимает как нужно дрессировать игорьков, чуть что плохо - закрывать проект. Выпускать донатные помойки. Потом еще закрывать сингл проект. И еще помойки. А потом тебя за выпуск линейных игр со средненьким сценарием будут носить на руках, и не надо тратиться на сложные комплексные игры, а если анонсируете продолжение старой серии, так станете лучшей компанией в истории, не то что какие-то врули-поляки. А игорьки побегут на радостях дальше в Апекс донатить. Им отмалчиваться надо было с самого начала. Уходить в полное молчание. При этом никаких извинений. Они просто сами не понимают в какое говно погружается инфо поле. Причем если у крупных издателей типа Сони, Майков, ЕА есть возможность подключать на защиту своей репутации аксес медиа, то у Прожектов такой возможности нет. А тем же СМИ и инфлюенсерам, если нет внешней стимуляции, всегда более выгоден негативный хайп, он дает больше кликов и просмотров. Вот и все. Что ни говори, реакция будет негативной. Молчание сейчас это самая правильная позиция. И если уже на то пошло, сейчас Саско уже впрямую сказал что они идут по пути Ноумэнскай, и подтвердил DLC и аддоны.
-
1 баллВсегда отказывается, это для нее норма. Правда, говорят, вроде как можно сводить ее куда-нибудь, она минусанет за добрый поступок и при влиянии 90+ соглашается ходить в палатку, даже будучи влюбленной.
-
1 баллЗачем? Разве в оригинале есть механика первого впечатления или подобная? В DnD 5 присутствует механика опасности монстров, насколько помню. Она подразумевает 4 или 3-5 персонажей, и рассчитывает сложность боевой сцены лишь примерно. То есть, при 6 или 2-ух персонажах баланс ломается. Уровень ограничен 10-ым наверняка по той же причине баланса, потому что далее классы получают мощные способности, всякие путешествия на другие планы и "желания" у магов. Соответственно, приключения должны быть намного масштабнее.
-
1 баллОни. Слишком. Много. Болтают. Привыкаешь, конечно, но с непривычки хочется в рот кляп засунуть. Жду новых морд на релизе, короче. У имеющихся я уже все морщинки изучила. Их, интересно, добавят вообще или нет
-
1 балл
-
1 баллЯ имела в виду, что если эту странную идею с ограничением контента не уберут, то получить максимум информации о сопартийце можно будет только про кого-то одного. И смысла в такой ситуации таскать шестерых-восьмерых я вообще не вижу, тут и трое уже лишние (особенно если тактику блокирования контента применят ко всем), но с четверкой бои будут идти проще. Так что буду ждать обзоров, получу полную сюжетную и вообще контентную инфу обо всех сопартийцах, выберу того, кто будет максимально интересен, остальных двоих доберу по принципу "чтобы не блочили контент друг другу, и в бою более-менее подходили под выбранную тактику" и пройду разок. А потом сотру это все и забуду.
-
1 баллЯ уже на мод из-за этого настроилась. Пусть портят фон в диалогах,за-то меньше страданий из-за того,что кто-то там помер или чего с ними сделают,после первого акта:( Про клёвую идею,я конечно не спец. Но,тут бурги,на лариковском форуме,утверждали,что в 5е ограничение на партию-4 человека. Скучный и какой-то невнятный скорее.
-
1 баллБГ3 - единственная игра, которая заставила меня проходить игру только вдвоем с одним из спутников, дабы получить весь контент по нему. В боях было мучительно больно, но иного выхода просто нет. И нет, я не буду делать это для всех спутников, потому что почти все они для меня мало интересны, а игра не то чтобы помогает проникнуться к ним, она даже мешает, блоча их контент. В то же время в других играх не знаю кого брать в пати - почти все интересные, и места в пати всегда слишком мало для всех.
-
1 баллВот и не знаю прям, что на это сказать даже. Походу, сначала проходить буду строго по ютубу, ибо нафиг мне не сдалось аж 8 (восемь!) раз перепроходить, просто потому что кому-то показалось клевой идеей искусственно ограничить контент сопартийцев. Дождусь, когда максимум инфы про всех спутников будет, потом выберу самого интересного и пройду разок сама.
-
1 баллНу вот, кстати, когда якобы начинается цереброморфоз и после случается личиночный сон, наутро, когда разговариваешь с сопартийцами, только тот, с кем говоришь первым, выдает максимум информации о сне (и там у всех дофига интересного, на самом деле), тот, с кем говоришь вторым, выдает уже усеченную часть, а все остальные говорят только первую реплику и разговор заканчивается. Это уже не баг, это, блин, фича. Говоришь с тем же Уиллом первым, и понимаешь, что с Мизорой у него все отнюдь не ограничивается стандартным договором, а говоришь с ним третьим и дальше, он выдает только, что мол отличное утро и прибавилось сил. И это в той части, где мы, по замыслу, должны выбрать, кого дальше возьмем, и информации нужен максимум обо всех (иначе выбирать как-то сложно). Про то, что Шэдоу блокирует контент Астарика в нескольких местах (и это решается только убийством Шэдоу, но тогда ее контент вылетает), я вообще молчу. Это очень сильно похоже на искусственное ограничение контента, то ли для маскировки того факта, что его конкретно мало, то ли для вынужденного переигрывания, и то, и то ИМХО не есть хорошее решение.
-
1 баллЕсли выпадает сцена сна Астариона после юзания личинки (которая выпадает почтив всегда) - выпадает хороший такой пласт информации о персонаже. Сцена со звездами тоже легко выпадает, и ради нее нужно плясать с бубном. Проблема не в какой-то незначительной фразе персонажа брошенной между делом. Фиг с ней. Выпадают важные пласты контента, в которых раскрываются персонажи. А их не так много, и персонажи из-за этого выглядят не особо хорошо прописанными.
-
1 балл
-
1 баллИгроки, у которых главное - сюжет и персонажи, на это закрывают глаза с большой неохотой) Это как ребята, выбивающие все ачивки, только больше в сторону "собери все диалоги вон с тем чуваком из левой лагерной палатки во втором ряду".
-
1 баллТоже надеюсь на это, но там явно прописан какой-то кривой алгоритм воспроизведения кат-сцен. Если его полностью не переработают, то проблема не исчезнет. Так и будут сопартийцы друг друга перебивать, потому что это явно такая задумка (выдавать контент частями в зависимости от событий и отношений), а не баг. А как-то уравновесить эту систему, учитывая ограниченность ночевок из-за ресурсов, будет очень непросто.
-
1 баллЭто не вписывается в логику повествования. Из разряда разработчики: "Вот мы накосячили с воспроизведением кат-сцен, они друг друга перебивают, чтобы этого не было и вы все увидели (почти все, потому что даже так кат-сцены друг друга перебивают), раскладывайте лагерь и смотрите кат-сцены, но не отдыхайте, потому что ресурсы". Это называется переложить с больной головы на здоровую. Вместо того, чтобы что-то исправлять, заставить игрока выкручиваться из ситуации, чтобы получить максимум контента. Бред. Если я отыгрываю персонажа, то он не будет раскладывать лагерь просто чтобы посмотреть кат-сцены, это выбивает из погружение. Он будет раскладывать лагерь, когда лагерь ему будет нужен. То есть для отдыха. Это не так. В лагерь можно было отправиться днем и не отдыхать. Через телепорты.
-
1 балл
-
1 баллнет ну это уже период когда в Ферелдене жопа творилась и Логейну надо было любой ценой удержать власть и порядок и одновременно думать об ПТ и армии Орлессианцев на границе...но наш СС палки в колеса ставил, да и год у логейна вобще не задался начиная изза деяний дурачка Кайлана...короче навалилось проблем на старую голову
-
1 баллВ коком смысле?Орлесианци издевались над мирными жителями уже покоренной страны. По вашему это нормально? Нормально то, что на пример Фашисты делали в Польше и Украине? Шевалье мирных жителей за людей не считали. Насиловали и грабили и убивали людей, которые не могли им не чего сделать. Забирали женщин. Посадили на торон марионетку, который не чего не мог сделать. можно списать все на то, что Орлей победитель и может делать все. что угодно. Но не Ферелден напал на Орлей, а Орлей напал на Ферелден. Орлей совершил преступление. Война сома, по себе преступление. И не надо пытаться оправдать преступника, совершившего убийство. Они были уже побеждены и не могли оказать им сопротивление.
-
1 баллСлишком долго тянул, да и в итоге не удержался. Вообще, Орлей пока что показан как-то однобоко. Как страна, в которой все друг друга чмырят-- с одной стороны, и как страна, населённая полукомедийными персонажами вроде семейства де Копьи. Ну и того графа, который "киль земь олль!". Надеюсь, в ДАИ её покажут как столицу Церкви, культуры и прочего. Правда, боюсь, вездесущний французский акцент мне не даст воспринимать её жителей серьёзно )
-
1 баллНу какая реальность? Это фентези. Оно априори "средневековье для современных детишек")) А я не люблю Орлей (хотя, "не люблю" слишком громко сказано, скорее не стремлюсь туда), во-первых, после рассказов Лелианы, во-вторых после множества карикатурных орлейцев, которых даже не постарались чуть более изящно изобразить похожими на французов, а просто понабирали образов из комедийных шоу.
-
1 баллТам и горожане более бесправно, а дворянство только наследственно и в Фелредене власть идет с низов. Императорская власть там абсолютная и не чем не ограниченная.
-
1 баллНет выше в Орлеее для знати, в Фелредене наоборот. В Орлее есть крепостные, в Фелредене нету
-
1 балл
-
1 баллУ меня все эти разговоры о ядах и интригах вызывают ассоциации с Италией, а не с Францией
-
1 баллAidan Насчет женщин - есть некоторое подозрение, что "архонт" и "магистр" вообще не различались по полам. Например, вот видим, что в Ферелдене и Ирвинг, и Йован, и Морриган, и Винн обозначаются одним словом - "маг". Ранги в Башне вроде бы тоже пола лишены (не уверен, как в оригинале). Поэтому без дополнительных сведений (хотя бы точного понимания того, как имена в Тевинтере строятся) мы не сможем отличить упоминающихся в хрониках архонтов от архонтесс. Равноправие в Тевинтере я лично вывожу из самого факта магократии. Ни появление магического дара, ни его потенциал не зависят от пола; поэтому по крайней мере в среде магов - правящей среде - оное равноправие должно быть. При всей нелюбви обычных граждан к правителям, они должны были привыкнуть к такой модели как минимум в одной прослойке общества. Потом пришла Андрасте, и сам факт, что Создатель избрал женщину, тоже подбавил жара равноправию полов. В период раздробленности - согласен, оружием должны были владеть все, возможно, было лишь какое-нибудь профессиональное разделение (скажем, мужчины управлялись с топорами и мечами, женщины - с луками). Эри Гм, далеко не во всех все же. В тех, которые обозначаются "темными" - тем более.